На дне заболоченных озер ученые отыскали ценную грязь, из которой можно делать очень дешевый и экологически чистый биодизель.
Красноярским ученым удалось разработать автомобильное топливо, которое в два раза дешевле бензина. Правда, объем полученного горючего пока настолько мал, что его хватит, пожалуй, только чтобы заправить зажигалку. Но вопрос количества — лишь дело техники.
Главный плюс в другом: в отличие от нефти, запасы сырья, как выяснил корреспондент НТВ Сергей Сыркин, неисчерпаемы.
Пятнадцать миллилитров биотоплива — таков итог двухгодичных исследований красноярских биофизиков. Даже самим ученым результат кажется несколько фантастическим. Замену бензину им удалось фактически выжать из обычной грязи. С помощью реагентов ее расщепляют, лишнее выпаривают, получая дизельное топливо.
Надежда Сущик, Институт биофизики Сибирского отделения РАН: «Готовый продукт представляет собой метиловый эфир жирных кислот, то есть достаточно легко кипящие химические вещества, которые обладают большим энергетическим потенциалом, фактически сопоставимым с углеводородами, которые, по сути, и представляют нефть».
Грязь, подходящую для переработки, ученые обнаружили на дне заболоченных озер, где много микроорганизмов. Они и превращают ил в ценный продукт. Чтобы произвести литр топлива, подсчитали здесь, нужно 60 килограммов маркого сырья и 48 часов на переработку.
Открывать новые месторождения для добычи биологического дизеля не надо, в этом главное преимущество. Сырье растет на полях. Мексиканцы, например, гонят биотопливо из кактусов, бразильцы — из сахарного тростника, также в дело идет соя, рапс и даже кукуруза. Ученые говорят, что нерешенным остается один вопрос — вопрос цены. Стоимость растительного и обычного топлива примерно равна.
Михаил Гладышев, Институт биофизики Сибирского отделения РАН: «В производстве биодизеля во всех странах 70% — это цена сырья, цена источника. Нужно микроводоросли или, например, сельскохозяйственную культуру, ту же сою или рапс, вырастить, убрать, а это очень затратно».
Себестоимость грязи нулевая, это побочный продукт. Таким образом, стоимость биодизеля может оказаться вдвое ниже цены на бензин. Ученые уже нашли, где добывать еще более дешевую грязь для промышленных нужд. Это можно сделать на очистных, куда стекаются канализационные стоки. То же количество ила, которое образуется в озерах годами, здесь — результат работы
Анатолий Матюшенко, директор красноярского
Ученые уже договорились с коммунальщиками о постоянных поставках необычного сырья. Полученное сейчас топливо экологически чистое и соответствует стандарту качества