На Венецианском фестивале показывают показывают российский фильм о природе власти «Фауст» Александра Сокурова.
Этим вечером на Венецианском фестивале показывают картину, которую критики уже назвали самым вероятным претендентом на главный приз киносмотра. Это «Фауст» Александра Сокурова. Фантазия, в основе которой лежит великая трагедия Гете, стала завершающей частью театра, театрологии режиссера о сложном сплетении власти, добра и зла.
Корреспондент НТВ Вадим Глускер одним из первых посмотрел новую ленту и встретился с ее автором.
Александр Сокуров снял, наверное, свой самый необычный фильм, который уж точно не вписывается в привычный образ российского фестивального кино. Что, впрочем, и неудивительно. Главный оператор «Фауста» француз Брюно Дальбанэль — автор изображения знаменитых «Амели» и одного из «Гарри Поттеров».
Съемки «Фауста» проходили в Чехии и Исландии. Большая часть бюджета фильма была потрачена на то, чтобы под Прагой воссоздать грандиозный средневековый замок. Ну а в Исландии снимался финал картины — уход Фауста по леднику. Через несколько дней после съемок это место было уничтожено вулканом с непроизносимым названием.
«Фауст» Сокурова — это и поэма Гете, и произведение Томаса Манна, и средневековые германские легенды. Картина идет на немецком языке, чтобы не отрываться от первоисточника. И, как говорит сам режиссер, в его «Фаусте» мало эпического и фантастического. Главное — судьба и поступки человека.
Александр Сокуров, режиссер: «Мне нужен живой человек. Тогда все становится на свои места. Когда и Фауст, и Ленин, и Хирохито, и Гитлер — когда они живые люди, все становится на свои места. Мы становимся соучастниками, и нам становится понятно, почему, что и откуда.
„Фауст“» — четвертый фильм Сокурова о природе власти. После последних дней Гитлера, немощного Ленина, арестованного японского императора Хирохито, теперь — вполне себе вымышленный «Фауст».
Но, по мнению режиссера, персонаж Гете — это идеальный образ игрока, который проиграл главное пари всей своей жизни.
Александр Сокуров: «Несчастье, оно как бы обрушивает физическую форму человека, но оно чаще всего оставляет в сохранности душу человека, как это ни странно. Среди людей несчастных много людей, продолжающих сопротивляться до последнего мгновения жизни своей. Но люди, которые попадают во власть, они не могут, не имеют право быть несчастными. Это люди уже опасны».
Александр Сокуров снял масштабный амбициозный фильм, в котором видеоряд напоминает, скорее, полотна Брейгеля, а музыка — это синтез Вагнера и Малера. Фауст Сокурова не нуждается в омоложении. Ему нужен только контроль над людьми и миром. В общем, в Венеции режиссер представил фильм, явно посильнее «Фауста» Гете.