Россия вышла из соглашения о двойном налогообложении с Кипром. Цель этого шага сделать невыгодным перевод денег в один из самых популярных офшоров. Ранее владельцы многих российских фирм регистрировали их на острове, чтобы там платить налоги по минимальным ставкам. На Кипр ежегодно уходили миллиарды рублей. Остановить уход финансов из страны поручил в марте Владимир Путин.
О том, что офшорные схемы в скором времени станут не выгодными, заговорили еще в марте. Владимир Путин, анонсируя масштабные меры помощи населению в связи с пандемией, заявил, что налог в офшорных юрисдикциях должен быть адекватным. А то получается, что в рамках такой «налоговой оптимизации» крупные компании платят по факту лишь 2%, а со всех остальных граждан, даже с небольших зарплат, удерживается подоходный налог в размере 13%.
Владимир Путин: «Это, конечно, мягко говоря, несправедливо. Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Если же иностранные партнеры не примут наши предложения, Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнем с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны».
Первым в списке оказался Кипр, через который в последние годы проходят даже не миллиарды, а триллионы российских рублей. Источники НТВ утверждают, что только три крупные российские компании вывели в прошлом году на Кипр почти полтриллиона рублей, при этом заплатив в России налоги на прибыль в разы меньше. А ведь эти налоги составляют основу муниципальных и региональных бюджетов.
Киприоты давно уже специализируются на офшорах и вовсю помогают в «оптимизации» бизнесменам из России, позволяя тем минимизировать налоговую нагрузку. И даже сейчас, после двух месяцев переговоров, кипрские партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями.
Алексей Сазанов, заместитель министра финансов,
По оценкам экспертов, денонсация соглашения только с одним Кипром принесет в казну до 140 миллиардов рублей в год. И все потому, что именно этот офшор пользовался большой популярностью у российских бизнесменов.
Антон Усов, руководитель международной практики KPMG по оказанию услуг компаниям нефтяного сектора: «Кипр являлся таким финансовым казначейством Российской Федерации. С точки зрения международных операций. Кипр за счет этого соглашения привлекал на свою сторону бизнес. Сейчас его привлекательность понизится».
Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики: «Очень многие страны, так сейчас развивается глобальный мир, для своих бизнесменов налоговые гавани закрыли. Такое решение, видимо, приняла и Россия».
Кто же будет следующим? Этот вопрос сейчас задают многие экономисты. Ведь Кипр — это первая ласточка. Дальше — по списку.
Николай Милоголов, руководитель лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХИГС: «Помимо Кипра популярны Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Ирландия».
Все дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра соглашений о двойном налогообложении с офшорными странами, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным гражданам.