Смерть и кошелек. Что делать, если из-за убитой дороги вы потеряли и авто, и здоровье? С кого требовать компенсации ущерба и почему это удается лишь единицам?
Состояние российских транспортных артерий
Корреспондент НТВ Андрей Григорьев попробовал разобраться, почему поиски истины порой превращаются в невыполнимую миссию, а также пообщался с теми, кому удалось добиться справедливости.
На дороге под Ярославлем опаснее, чем на гоночном треке. Как рассказывают очевидцы, на многокилометровом участке рабочие после ремонта оставили мелкие камни. За сутки сначала одна авария.
Сергей, автолюбитель: «Гравий очень толстым слоем, как бисер. Машину понесло, как на льду. Мы вылетели с дороги в кювет».
Потом там же — вторая.
Владимир Баранов, автолюбитель: «Знаков не видел никаких. Не было».
А следом и третья. С двумя человеческими жертвами.
Александр, автолюбитель: «Машина лежала на крыше в момент аварии. И кровь стекала на потолок, на подушки. Салон, конечно, весь в крови».
По статистике, каждая пятая авария в России происходит
Сергей Волгин, юрист: «Внимательно следить за тем, что будет делать инспектор. Смотреть, чтобы он нарисовал эту яму, правильно ее расположил на проезжей части, измерил глубину, ширину, длину, сделал привязку к стационарным объектам. Если у нас будет с собой фотоаппарат, хотя бы в телефоне, обязательно нужно сфотографировать».
У Натальи Чегодайкиной вся семья погибла в автокатастрофе, машина перевернулась, попав колесом в выбоину на дороге. Есть и фото той самой выбоины, и результаты экспертизы, но судебное разбирательство длится уже третий год — виновных не могут найти.
Наталья Чегодайкина, пострадавшая: «Я потеряла всю семью. У меня были дочь и муж. Никого у меня не осталось».
Непонятно, кто ответит за смерть родных. Вот, к примеру, в Самаре прямо под улицей лопнула водопроводная труба, асфальт провалился, и, случайно попав в образовавшийся котлован, пенсионер утонул вместе со своей машиной. Какая организация виновата? Коммунальщики, недосмотревшие за трубой? Или дорожники, которые построили ненадежную трассу?
Олеся Аблёзгова, юрист: «Трудно установить, кто на самом деле является ответственным лицом. Дороги города должны чиниться комитетом по дорожному хозяйству, который регулярно перепоручает эти функции различным муниципальным унитарным предприятиям».
Когда удается это выяснить, у судебного процесса есть перспектива, доказали саратовские правозащитники. С их помощью автолюбитель, разбивший в дорожной яме машину, получил с одного из таких муниципальных предприятий 300 тысяч рублей.
Олег Ермаков, автолюбитель: «Угодил в яму глубиной порядка 30 сантиметров. Края резаные».
Удивительно, но у нас есть государственный стандарт на дорожные ямы. Согласно ему, трещины и выбоины не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине 60 сантиметров, по глубине пяти сантиметров. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному из параметров, непременно нужно огородить и обозначить. Существуют нормы и на закрытые крышкой люки: они не должны возвышаться над дорожным полотном больше, чем на два сантиметра. То же самое и с решетками ливневой канализации.
Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России: «Все ГОСТы на ямы, которые вызывают только негатив со стороны общественности, они должны вообще исчезнуть из этого документа. Если это является ГОСТом, конечно. Это то же самое, что записать, скажем, что дом может иметь
Специалисты советуют либо страховаться (но услуга не из дешевых и традиционно в России не пользуется популярностью), либо, если уж машина не застрахована, предъявлять иск непосредственно к государственным властям территории, на которой находится дорога. По идее, именно администрация должна искать виновных, а вовсе не пострадавший автолюбитель.
Андрей Кигим, президент Всероссийского союза автостраховщиков: «Потребитель должен четко объяснить: ребята, я плачу налоги, я получаю услугу. Вы строите дороги и эксплуатируете дороги на мои деньги, значит, несите ответственность. Я не должен вместо вас становиться в эту цепочку и отслеживать, кто конкретно и когда кому не заплатил».
Ростовские водители составляют коллективный иск к мэрии — весь город перекопан, ездить практически невозможно.
Дмитрий Ганшин, автолюбитель: «Результат поездки — пробоина, взрыв. Немецкая резина не выдержала русских дорог».
Вроде бы и доказывать ничего не нужно — улицы действительно разрыты, и на них полно специальной техники. Но дорожники утверждают, что автолюбители будто не замечают запрещающих знаков и предупреждающих сигналов.
Михаил Кутузов, прораб: «Встречаются и такие экземпляры, что прутся внаглую непосредственно на работающую технику. И, соответственно, когда они в нее упираются, им
В Москве и Подмосковье дорожники давно выходят на смены лишь по ночам, чтобы как можно меньше мешать движению. На борьбу с бездорожьем, кажется, брошена вся сила и мощь катка государственной машины, но ситуация, если и сдвигается в лучшую сторону, то крайне медленно.
Между прочим, даже точная протяженность автомобильных путей в России доподлинно неизвестна — в официальных источниках сведения порой разнятся на сотни тысяч километров. Все зависит от того, что в принципе называть дорогой — сельскую гравийку, проезжая по которой видишь лишь пыль да туман, или
Новое полотно рассчитано на пять лет, но служит обычно меньше. И дорожники объясняют: это происходит вовсе не от того, что они не соблюдают технологию. Пользователи относятся крайне небрежно.
Виктор Трубеко, главный инженер
А еще дорожное покрытие не выдерживает под напором постоянно возрастающего автомобильного потока. Нагрузку ведь, оказывается, рассчитывали еще в советское время, когда не было ни такого количества машин, ни такого их разнообразия.
Сергей Потапов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства: «До конца не изучено влияние колеса большого легкового автомобиля, джипа, на покрытие. Мы расчетное давление колеса на покрытие берем классическое. Допустим, „волга“,
Вот и приходится все время латать уже построенное. Еще один вопрос: почему даже у новых российских дорог почти всегда страдает качество?
Юрий Свешников, директор Московского транспортного союза: «ГОСТы на отечественный битум работают до минус 18 градусов. При минус 18 он становится хрупким и свои несущие способности начинает терять. Это в ГОСТе написано. Представьте, как на самом деле делают».
Нужно менять стандарты, это все уже понимают. В Государственной думе готовят большой пакет документов, касающийся как устаревших норм дорожного строительства, так и безопасности движения.
Валерий Язев, заместитель председателя Госдумы РФ: «Большущие деньги, а качество подразумевается даже в проектах низкое. То есть эту часть нужно ужесточать. И расходование бюджетных денег, еще раз подчеркну, непростых, трудных денег, которые мы отвлекаем на дорожное строительство, — это дело счетных палат в региональных парламентах, это дело Счетной палаты Российской Федерации, это дело прокуратуры».
А пока не приняты новые нормы и дорожники с автомобилистами обвиняют друг друга во всех бедах, явную выгоду от текущего положения, похоже, получают лишь сотрудники многочисленных автосервисов.
Игорь Федяев, автослесарь: «Чем больше будет ям на наших дорогах, тем больше будет у нас работы».