В мире разрабатывается около 200 вакцин от коронавируса, и 15 из них уже проходят клинические испытания. Но из чисто научного процесса эти исследования превратились в политическую гонку, в которой участвуют крупнейшие мировые игроки. За гонкой вакцин внимательно следят и вирусологи, и политики.
Завершающим этапом разработки вакцины является официальное ее утверждение национальным регулятором. Один из китайских препаратов в Пекине уже такой финишный документ получил, но с ограничением: только для вакцинации военных. Поэтому мировое медицинское и научное сообщество считает это скорее третьей фазой испытаний, которая подразумевает исследования на тысячах и десятках тысяч человек.
Об этом этапе объявили еще несколько разработчиков. Некоторые совмещают третью и вторую фазы — это исследования на разных контрольных группах, обычно сотни испытуемых. В лидерах —
Во второй фазе сейчас находится еще несколько британских и китайских разработок, а также вакцины американских, японских, немецких, индийских компаний. В совмещенную вторую и третью фазы исследований переходит и российская вакцина института им. Гамалеи. Еще одна российская
Шансы и российских вакцин, и конкурентов по просьбе НТВ оценили три эксперта, которые внимательно следят за мировым рынком вакцин и этой гонкой.
Павел Волчков, заведующий лабораторией геномной инженерии Московского
Николай Крючков, гендиректор контрактной исследовательской компании: «Есть субъективный компонент в оценке, но Россия в любом случае входит в число лидеров, и среди этих 10 лидеров российская вакцина будет».
Виталий Зверев, научный руководитель НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова: «В этом отношении совершенно не важно, кто делает — американцы, китайцы, англичане, наши… Вакцины те, о которых мы сейчас говорим, — это пока
Большинство компаний, участвующих в гонке, мечтает войти на китайский рынок, если туда пустят. Сам Китай выделяет кредит в 1 миллиард долларов странам Южной Америки на покупку своей будущей вакцины. Соединенные Штаты платят 2 млрд долларов немецкой компании за совместную разработку, британцы резервируют производственные мощности для своей вакцины даже в России. Идет экономическая игра на повышение ставок — мировой рынок вакцин от коронавируса сейчас оценивают в 25 млрд долларов. Но эксперты отмечают, что существуют и большие риски во всем этом процессе.
Павел Волчков: «По мере продвижения дальше — в доклинические исследования, в клинические исследования — вы начинаете тратить на порядки больше денег. Это уже большая проблема для команд, за которыми не стоят достаточно большие финансовые инвестиции».
Николай Крючков: «Они стремятся как можно раньше вывести вакцину, став первыми. Но это русская рулетка. То есть мы, недоисследовав препарат, вводим его в широкий доступ на рынок, миллионы людей будут вакцинироваться, и при этом даже относительно редкие побочные эффекты — это тысячи человек. Мы получим серьезные большие проблемы — репутационные в том числе, не только медицинские».
Виталий Зверев: «Мне это все не нравится как человеку, который занимается вакцинами. Потому что, если