Ко второму туру президентских выборов в Польше приковано внимание всего Евросоюза. Нынешний президент Дуда и глава Варшавы Тшаскофский идут ноздря в ноздрю. Осложняет внутриполитическую ситуацию то, что Польша, несмотря на свою западную ориентацию, ментально остается консервативной католической страной и не всякий пересмотр традиционных ценностей приемлет.
Выборы в Польше — лакмусовая бумага для всего Евросоюза, своеобразный тест в условиях пандемии: кто победит — консервативные националисты или проевропейские либералы.
За Рафала Тшасковского голосуют те, кто недоволен консервативным поворотом Польши. Это и попытки полностью запретить аборты, и поддержка националистических движений, и судебная реформа, которая предполагает полную зависимость судов от правящей партии. За этот проект Брюссель уже пригрозил Польше санкциями, вплоть до исключения из Евросоюза. А еще Брюсселю очень не нравится полемика на почве прав ЛГБТ. Дуда называет это навязанной извне идеологией. Тшасковский подписывает декларацию о толерантности, и тут же высказывается против возможности усыновления детей однополыми парами. Брюссель такое не прощает.
Дуда обвиняет Германию во вмешательстве в президентские выборы. Варшаве не понравились статьи в газете Die Welt и польском таблоиде Fakt, в которых говорилось, что Тшасковский будет лучшим президентом для страны, поскольку он против того, чтобы Польша просила миллионные компенсации у Германии за Вторую мировую войну. Польский Fakt издается немецким новостным концерном. Чуть ли не впервые в современной истории польский МИД вызывает посла ФРГ для разъяснений, и тут же появляется, еще одно высказывание действующего президента: «Другие страны станут слабее, пока мы будем расти. Я в этом уверен. Да здравствует Польша!».