День траура в Норвегии: по погибшим в результате двойного теракта в христиане и мусульмане скорбят вместе.
Сегодня в норвежских городах — национальный День памяти: настроения одинаково подавленные и в христианских, и в мусульманских семьях. Сегодняшним днем завершается траур, объявленный после страшных терактов в Осло и на острове Утойя.
Туда приехали выжившие в бойне и родственники погибших. Вокруг — плотное кольцо: врачи, полицейские и психологи, но в норвежском Минздраве полагают: такое психологически непростое испытание должно помочь семьям переживать утрату.
В числе сопровождающих был и корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Траур в Норвегии официально сегодня, но цветы к кафедральному собору в столице несут весь этот месяц. 76 погибших в терактах Осло и на Утойе в крохотной, еще недавно спокойной стране, это для каждого — личное горе.
Андреас Нюбакен, активист молодежного лагеря на острове Утойа: «Мы соберемся сегодня вместе всей страной. Здесь будут все те, кто страдал в тот день вместе с нами. Это поможет нам преодолеть прошлое».
Юноши и девушка в траурных костюмах, заполонившие центр Осло, — это друзья и родные жертв бойни на Утойе, большинству из которых не было из 30. Многие 22 июля сами были на острове. Сегодня с ними встретился
Свежи страдания, а верится стране с трудом. О том, как это было, они в эти дни вновь вспоминают на месте трагедии.
Джорид Норидманнон, активистка молодежного лагеря на острове Утойа: «Видите, у нас там был домик. Я пряталась в нем. Брейвик пытался выбить дверь, но мы подперли его столом. Тогда он ушел прочь и стал расстреливать всех, кто был возле этого домика. Когда полицейские вывели нас наружу, все вокруг было завалено мертвыми телами».
В поездке на Утойю, организованной властями, ребят и из родителей сопровождают психологи. Врачи уверяют: переработав здесь эти воспоминания, чудом неумершим жить дальше станет чуть проще.
На траурную церемонию в центре норвежской столицы приглашены и родные погибших в терактах, и спасатели, что вытаскивали с острова уцелевших, и врачи, и военные, и полицейские. Рядом и члены норвежской королевской семьи и правительства.
Харальд V, король Норвегии: «Дорогие мои! Последние четыре недели были трудными для нас всех. Я скорблю сейчас вместе с гражданами моей страны. Я сопереживаю тем, кто сам подвергся атакам террориста и кто потерял своих близких».
По погибшим скорбят и христиане, и мусульмане. А ведь именно для того, чтобы одни изгнали других, Брейвик и устроил кровавую бойню. Изгнанником в итоге стал он сам. На днях суд продлил еще на четыре недели его содержание в карцере без права на встречу с родными и переписку. В веке прошлом тюрьма Илла, где сегодня сидит ярый неонацист, была нацистским концлагерем. С тех пор порядки Норвегии кардинально смягчились. Через 21 год Брейвик, скорее всего, выйдет на волю и своими глазами увидит, изменилась ли после содеянного им родная страна.