Отреставрированные стеклярусные панно монтируют в Китайском дворце музея-заповедника . При этом вокруг устанавливают копии античных скульптур.
Китайский дворец в Ораниенбауме вновь становится драгоценной шкатулкой императрицы. Знаменитые стеклярусные панно возвращаются после реставрации в гостиную Екатерины II. Как говорят историки, сама владелица дворца приложила руку к плетению бисерных птиц. Панно помогали побороть императорскую скуку.
Впечатления корреспондента Андрея Курицына. Репортаж НТВ.
В любимой гостиной комнате императрицы Екатерины II сейчас нагромождение строительных лесов и бумажные занавесы на стенах. Но с каждым днем знаменитый кабинет в Китайском дворце Ораниенбаума все ближе к первозданному виду. Готовы к монтажу дюжина знаменитых полотен XVIII века. Панно расшиты шелком и стеклярусом — это тончайшие трубочки молочного стекла.
Более поздние владельцы дворца с этими панно не церемонились. Например, в XIX веке рисунок попросту закрасили. Так что современным реставраторам стеклярус и вышивку пришлось отмывать буквально по миллиметру. И теперь на одном из полотен хорошо видна подпись одного из авторов этой работы — француженки мадам Де Шелль.
Реставраторы обращаются с этими панно почти как с людьми. Например, после реставрации в Петербурге стеклярус вернули в Ломоносов. А после еще месяц хранили в комнате с определенной температурой и влажностью, чтобы полотна прошли акклиматизацию. Любимый екатерининский интерьер постепенно приучают к новому режиму.
Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «300 лет — это очень большой срок… Ну, не 300, а 250. За это время тут чего только не было. Дворец не отапливался, зимой это все промерзало, летом таяло. Почему они сохранились так? Потому что они жили так 300 лет. Вот мы сейчас разработали новую систему бытования дворца. Дворец будет периодически протапливаться. Зимой температура будет подниматься не выше восьми градусов».
Собственная дача Екатерины изменилась не только внутри, но и снаружи. Китайский дворец окружили копиями античных скульптур. На исторические места их возвращают с большой осторожностью. Так, стыковка Аполлона с постаментом идет в ручном режиме. Для архитекторов эти фигуры олицетворяют не столько греческую мифологию сколько драмы Великой Отечественной.
Владимир Елецкий,
Китайский пруд, на самом деле, не очень оправдывает свое название. На берегу возвышаются мраморные Аполлон и Диана, а в воде скоро появится еще одна мраморная мифологическая пара.
Виль Юмангулов, хранитель фонда «Скульптура» ГМЗ «Петергоф»: «Должны установить в пруду непосредственно еще две крупномасштабные скульптуры. Это „Тритон“ 1861 года известного немецкого скульптора Йозефа Копфа. И копия с оригинала эпохи Возрождения — „Иона“».
У реставраторов есть еще три недели, чтобы закончить работу. Скоро Ораниенбаум отметит