Сегодняшнюю летную программу на авиашоу в Жуковском открыл новый российский лайнер «Сухой Суперджет 100». Корпорация «Сухой», производящая эти самолеты, уже заключила контракты на поставку почти 200 таких машин, в том числе и за рубеж. Не меньший интерес специалистов сегодня вызвал и летающий грузовик — Ан-124 «Руслан», который считается крупнейшим транспортным самолетом в мире.
О происходящем в Жуковском рассказывает корреспондент НТВ Евгений Голованов.
Взлетно-посадочная полоса аэродрома «Раменское» сегодня в первую очередь отдана боевой авиации. Однако шведскому истребителю «Грипен» придется потесниться, чтобы дать возможность взлететь и гражданскому самолету «Сухой Суперджет 100». Он побывал уже на многих международных авиасалонах и везде привлекает внимание простых зрителей, специалистов и, в первую очередь, покупателей. Собственно, для этого и проводятся вот такие презентационные полеты.
Этот ближнемагистральный самолет призван заменить на российских внутренних линиях устаревшие Ту-154, но и иностранные компании уже выстроились за ним в очередь. Но сегодня заключены так называемые «твердые контракты» на поставку более 180 лайнеров. В том числе и за рубеж. 12 из них, благодаря МАКСу, до 2015 года отправятся в Индонезию. И это далеко не последние контракты, заключенные на авиасалоне. Он хоть и российский, но, например, двигатели на нем стоят французские, а системы управления — немецкие. Их работу уже оценили не только пилоты из Армении, но и техники.
Сергей Харатян, пилот: «У тех составов отношение такое: если очень тяжелый самолет по обслуживанию, они бывают недовольны. Этот самолет довольно таки хороший. Хотя есть еще проблемы становления роста, то есть кое-чего еще нет, но должно быть установлено до конца года. Тогда еще легче станет работать».
Самолет вмещает до ста пассажиров, способен переместить их на расстояние до пяти тысяч километров. Демонстрационный полет для журналистов сегодня был непродолжительным, но и часа хватило, чтобы определиться в оценках. А журналистам есть с чем сравнивать: летают часто.
Роланд Олифант, журналист: «Я подозревал, что это пиар, думал, что это просто нереально, даже и не думал, что буду так сидеть в отличном самолете. Тут очень удобно. И много места для ног».
Самолетов, где места для ног еще больше, на МАКСе хоть отбавляй. Правда, непассажирских. И все-таки размер имеет значение, когда речь идет о транспортной авиации. Настоящий гигант, рекордсмен Ан-124 «Руслан» в зависимости от модификаций способен поднять на борт до 150 тонн груза. И до сих пор среди серийных летающих грузовиков у него нет конкурентов. Но интересно не только это, а сам способ погрузки. В отличие от его собрата Ил-76, у которого открывается задняя рампа, этот способен приподнять, точнее, полностью открыть и переднюю часть, что увеличивает скорость погрузки в два раза. А для облегчения погрузки самолет может изменять угол наклона фюзеляжа. Это вообще настоящий акробатический трюк.
Ан-124 «Руслан» создан еще в начале 80-х, в первую очередь, для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и перевозки десанта — до 450 человек. В сложные 90-е годы, после распада Союза производство самолета и на Украине, и в России было прекращено. Попытки его возобновить предпринимались неоднократно. Но для этого нужен крупный заказ. Похоже, сейчас он появился. До 2020 года по программе госвооружений Министерство обороны России намерено закупить как минимум 20 таких машин. Каждая из них стоит 200 миллионов долларов. Но это только в планах. Пока же стоящие на вооружении России и в авиапарках транспортных компаний самолеты будут модернизировать. Соглашение об этом подписано сегодня между группой компаний «Волга-Днепр» и украинским госпредприятием «Антонов».
Сергей Шклянник, старший вице-президент группы компаний «Волга-Днепр»: «Цель модернизации, которую мы будем решать, несколько. Первая и самая главная — это, конечно, модернизация систем управления кабины, которая позволит нам соответствовать перспективным требованиям, которые будут вводиться по рекомендации МИКАО».
Один из крупнейших заключенных сегодня на МАКСе контрактов — соглашение между канадской компанией Bombardier и российской лизинговой «Илюшин Финанс» на приобретение самолетов серии CS. Несмотря на то, что они пока в стадии разработки и на МАКС канадцы привезли лишь демонстрационный фильм, речь идет как минимум о 30 самолетах. Сумма контракта — более миллиарда долларов. Авиакомпаниям самолет позволит снизить расходы на авиатопливо, для пассажиров же это ранее невиданный уровень комфорта.
Чет Фуллер, старший вице-президент по продажам Bombardier Commercial Aircraft: «У него самые большие иллюминаторы, на каждый ряд кресел свой. И на борту будет установлен туалет для пассажиров с ограниченными возможностями. Это новинка для самолетов такого класса».
Ближе к вечеру на МАКСе будут заключены еще несколько крупных контрактов, в том числе и на покупку вертолетов. Но только после демонстрации в воздухе.
Ранее сегодня на официальном открытии
МАКС-2011 побывал Владимир Путин, который в своем выступлении отметил значимость для России самолетостроения и космической отрасли.
Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет. Например, за 2009-й и 2011-й годы в рамках развития авиапрома государство выделило на эти программы свыше 270 миллиардов рублей. А по уровню ежегодных расходов на освоение космоса страна вышла на четвертое место в мире».
Также премьер сообщил, что в Жуковском будет создан национальный центр авиастроения мирового уровня. В него войдут ведущие конструкторские бюро, институты и опытные заводы страны. По словам Путина, в Жуковском, по сути, будет сформировано инновационное ядро отечественного авиапрома.