Российские коммерсанты готовы выполнить любые условия, будь то использование масок, антисептиков или шахматный порядок рассадки сотрудников. Пандемия внесла серьезные коррективы в их работу, многим пришлось закрыть бизнес. Некоторые восприняли ограничения как шанс освоить новые сферы, получить дополнительные заказы и предложить необычные услуги.
Экскурсия на центральном кладбище Красноярска не имеет никакого отношения к ритуальным услугам или готам. Главный экскурсовод — предприниматель Татьяна, жизнерадостный человек. Она и докризисное время, организовывала праздники. Когда мир накрыла пандемия, стало не до веселья.
Татьяна Шубкина, руководитель
Теперь несколько раз в неделю Татьяна рассказывает о известных горожанах, показывает, где похоронена семья живописца Сурикова, правда, издали, ведь подходы к знаменитым могилам заросли крапивой. Идея, придуманная за вечер, помогает если не спасти бизнес, то пережить черные времена. За истории о своих корнях красноярцы голосуют рублем.
Уже несколько месяцев российские предприниматели надеются на лучшее, но пока лишь неизвестность. Противовирусные ограничения власти снимают неспешно, до сих пор закрыты спортзалы, торговые центры, рестораны и кафе. В таких условиях можно экономить, а можно пуститься во все тяжкие.
Новое дело Александра Жукова кардинально отличается от основного предприятия. Пока сеть кафе в подвешенном состоянии работает на доставку, предприниматель пробует силы на новом поприще — автоматизированных мойках. Идею бизнеса подсмотрел на западе страны и, несмотря на тяжелое время, решил рискнуть. Новая сфера обходится без персонала и помогает сохранить штат в кафе.
Александр Жуков, руководитель сети кафе и автомоек: «Сейчас, скрывать не будем, идет кризис, а кризис — это перемены.
В красноярском издательстве обошлись без рисков и смены стратегии. На стороне сибирского бизнеса сыграла репутация и географическое положение. Когда типографии в западной части страны остановились
Сергей Шевляков, генеральный директор
Сейчас ведение бизнеса напоминает выживание в джунглях, несмотря на помощь от государства. В таких условиях, говорят предприниматели, нужно быстро реагировать и эволюционировать. Когда в марте томский бариста Анатолий Карнаухов понял, что вирус — это надолго, он кардинально переработал меню, добавил к кофе новые вкусы, например, желтка и кваса, и предложил коллегам из бара объединить усилия под одной крышей.
Предприниматели признают, что все необычные ходы и оригинальные решения — лишь полумеры, которые помогают не утонуть окончательно. Главным спасением от наступившего кризиса станет снятие ограничений.