Госсекретарь США обратился к Германии с призывом воспринимать Россию как угрозу. Рычагом пагубного влияния Майк Помпео назвал газопровод «Северный поток 2», который срывает поставки в Старый Свет более дорогого сжиженного газа из Америки. США делают все, чтобы остановить реализацию проекта. На повестке возможная война санкций. На ограничительные меры, которыми грозит Вашингтон, может ответить Берлин. В Германии не считают нужным поступаться своей экономикой в угоду интересам заокеанского партнера.
Такого противостояния между Германией и США не было 75 лет, с момента окончания Второй мировой войны. Даже с Рейганом в 1981 году удалось договориться не вводить санкции против ФРГ, участвующей в строительстве советского газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород». С Трампом договориться, судя по всему, невозможно. А главное, что спустя 40 лет американцы пытаются защитить ту же самую трубу, строительство которой они всеми силами пытались сорвать в
Дональд Трамп, президент США: «Германия тратит миллиарды долларов на покупку российских энергоресурсов, а потом предполагается, что мы должны защищать их от России. Так не работает».
Сначала Трамп подписывает новый оборонный бюджет, в котором любым западным компаниям под угрозой блокировки американских активов запрещено участвовать в реализации проектов «Северного потока — 2». Тут же швейцарская Allseas приостанавливает работы. Уже на этой неделе, в интервью телеканалу Fox News Трамп настаивает на том, что именно он лично был автором идеи о введении этих санкций. И сразу конгрессмены, причем как демократы, так и республиканцы, выступают с новыми инициативами, например, вводить санкции к страховщикам судов, работающих на прокладке газопровода.
Адам Кинзингер, американский сенатор: «Пока США и Европа вместе боролись против пандемии коронавируса, Россия продолжала свои попытки по уничтожению трансатлантического партнерства. Этот законопроект является шагом, необходимым нам для того, чтобы положить конец этому захвату власти Путиным. И я рад, что так много моих коллег поддерживают меня в этом. Мы рассчитываем на сотрудничество с нашими немецкими партнерами в поисках решения, которое бы отвечало их энергетическим потребностям, и было бы экологически чистым».
Сенатор просчитался. Его немецкие, как он говорит, партнеры, не только отклонили подобное сотрудничество, но и пригрозили ответными санкциями. В Берлине прекрасно понимают, что только «Северный поток — 2» может обеспечить и Германию и Европу дешевым российским газом.
Кроме того, новые санкции США напрямую затронут более 120 компаний из более чем 12 стран Европы, заблокируют около 700 миллионов евро инвестиций в завершение строительства газопровода и поставят под удар около 12 миллиардов евро уже произведенных капиталовложений в энергетическую инфраструктуру ЕС. С этим Ангела Меркель мириться не собирается.
Ангела Меркель, канцлер Германии: «Мы имеем дело с экономическим проектом, который имеет, конечно, политические последствия, поэтому Германия предприняла столько усилий, чтобы договориться по контракту о газовом транзите на последующие годы и не отрезать Украину от транзита российского газа и от пошлин. Мы считаем, что вид экстерриториальных санкций, которые планируют США, не соответствуют нашим правовым представлениям и ожиданиям».
Получается, что Америка действует исключительно по понятиям, причем с позиции силы: плюет на экономические интересы своего главного европейского союзника и подрывает сам факт договора о трансатлантическом партнерстве.
Герхард Шрёдер, федеральный канцлер Германии в
Впрочем, там все зубы ядовитые, а в итоге, это тот редкий случай за последние 15 лет, когда бывший и нынешний канцлер действуют сообща.
Александр Рар, журналист: «Госпожа Меркель и господин Шрёдер не могут признать, что США считают, что энергетическая безопасность в снабжении Европы — это дело американцев. Это нонсенс, этого не будет никогда».
Грегори Саймонс, политолог: «В таком давлении нет ничего от мягкой силы, это прямое и очевидное давление — попытка заставить, к тому же еще и союзника, действовать вопреки собственным интересам».
Сейчас Берлин ищет поддержку внутри Евросоюза, что не так очевидно, ведь хорошо известны страны ЕС, которые демонстративно встают на сторону США, хотят получать американский сжиженный газ вместо российского и поэтому вносят очень большой диссонанс в политику ЕС. Так что для Германии сейчас главное — не остаться в изоляции, даже внутри Евросоюза, если она продолжит отстаивать энергетический альянс с Россией.