На авиакосмическом салоне МАКС в Жуковском сегодня ожидается заключение рекордного количества контрактов. Например, самый крупный российский авиаперевозчик «Аэрофлот» намерен пополнить свой парк новейшими отечественными лайнерами. С этой целью компания планирует сделать заказ сразу на 50 пассажирских самолетов МС-21.
Не менее насыщенная сегодня и летная программа: будет представлена главная новинка авиасалона — российский истребитель пятого поколения. Репортаж Евгения Голованова.
Взлетно-посадочная полоса аэродрома Раменское сегодня в первую очередь отдана боевой авиации. Однако шведский истребитель «Грипен» (Gripen) сегодня придется потеснить, для того чтобы дать возможность взлететь и гражданскому самолету «Сухой Суперджет 100», принадлежащему корпорации «Сухой».
Ближнемагистральный самолет «Сухой Суперджет» призван заменить на российских внутренних линиях устаревшие Ту-154. Иностранные компании — уже тоже за ним в очередь. На сегодня заключены так называемые «твердые контракты» на поставку более 180 лайнеров. В том числе и за рубеж.
На МАКСе индонезийская компания Sky Aviation заключила контракт на поставку до 2015 года 12 таких самолетов на сумму 380 млн долларов. Они хоть и российские, но двигатели на них стоят французские, а системы управления — немецкие. Это лишь повышает их конкурентоспособность. Вмещает они до 100 пассажиров. Дальность полета почти 5 тысяч км. Впервые «Сухой Суперджет 100» поднялся в воздух в 2008 году. Свой первый регулярный рейс он совершил в июне этого из Москвы в Санкт-Петербург. Про него говорят: небольшой, но с большим будущим.
Все-таки размер имеет значение. Если речь идет о транспортной авиации, то настоящий гигант здесь — это рекордсмен Ан-124 «Руслан». Он способен поднять на борт до 150 тонн груза. До сих пор среди серийных летающих грузовиков у него нет конкурентов.
Интересен также и способ погрузки. В отличие от его собрата «Ил-76», у которого открывается только задняя рампа, «Руслан» способен приподнять, точнее, полностью открыть и переднюю часть. Это увеличивает скорость погрузки в два раза. Для облегчения погрузки самолет также может изменять угол наклона фюзеляжа. Это настоящий акробатический трюк. Создан он еще в начале 80-х в первую очередь для воздушной транспортировки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и перевозки десанта — до 450 человек.
В сложные 90-е годы, после распада Союза, производство «Руслана» на Украине было прекращено. Попытки его возобновить предпринимались неоднократно. Для этого нужен был крупный заказ. Похоже, сейчас он появился.
До 2020 года по программе госвооружений Министерство обороны России намерено закупить как минимум 20 таких машин. Каждая из них стоит 200 млн долларов. Но это только в планах. Пока же стоящие на вооружении России и в авиапарках транспортных компаний самолеты будут модернизировать. Соглашение об этом подписано сегодня между группой компаний «Волга-Днепр» и госпредприятием Украины «Антонов».
Сегодня на МАКСе ожидают приезда правительственной делегации во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. В его присутствии будут подписаны значимые соглашения и коммерческие контракты. Также он намерен ознакомиться с экспозицией самолета и понаблюдать за выступлением пилотажных групп. Самое главное сегодня — презентация истребителя 5 поколения Т-50. Это будет премьера.