Сегодня миллионы пользователей Интернета могли подглядеть, что происходит в самых закрытых учреждениях Германии.
На сайте, недавно запущенном немецким Минюстом, показывают
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг побывал на фабрике тюремных грез.
Небо в клеточку, зато друзья вприплясочку. Музыкальный кружок здесь заработал последним. До этого были уже спортзал, бильярдная, бар и библиотека. Так в городке Изерлоне возвели типовую тюрьму. Такую же, как любую другую в Германии. Ровно так в представлении немецкого правосудия выглядит наказание. Но и этого, посчитали чиновники, мало для исправления юных зэков. В четырех первых тюрьмах в стране, пока в порядке эксперимента, открылись киностудии для зэков с камерой в камеры.
Режиссер: «Камера, мотор, поехали. Рассказывай короче, что делаешь, когда вот так на нарах лежишь».
Актер: «А что я делаю? Сплю, телик смотрю, музыку слушаю, папиросы смолю. А что еще делать?»
У Толги в прошлом классический набор: нападение, кражи и вымогательство. В настоящем же — восемь метров одиночка, как съемочная площадка. Отсюда он расскажет миру, как живется в тюрьме и как тянет на волю. С друзьями же по коридору смонтирует кино и разместит в сети. Чтобы другим неповадно было.
Толга, заключенный: «Это клево. Тебе разрешают на время съемок ходить по тюрьме, снимать все как тут есть. Все же лучше, чем в
Дэвид, заключенный: «Мы ведь показываем пацанам на свободе, как здесь паршиво, мы говорим им: „Парни, не делайте глупости, а то и вам придется ходку делать“».
Каждый день эти фильмы на сайте, открытом немецким Минюстом, смотрят тысячи человек. Возможно, оттого, что на этих кадрах не так, как в кино, а как в жизни, монотонно и мрачно. Режутся в карты на дозу травы, рисуют наколки. Из камеры в камеру перекидывают нелегальный товар: деньги, плееры, телефоны. Или сходят с ума в ожидании освобождения.
Мартин Моор, социальный педагог: «Мы считаем, что таким образом заключенные вновь учатся нормальному общению. Для начала друг с другом. Как с уважением к собеседникам вести разговор. Как приходить к взаимопониманию, а не к насилию. Они учатся ценить свой труд. Когда в конце съемок им виден результат работы — готовый фильм — они осознают, что не все в жизни напрасно».
За годы отсидки на этой съемочной площадке они превращаются в профессиональных операторов и режиссеров. И даже не скажешь, например, что вот этот сюжет снимает сейчас опытный грабитель и наркоторговец. Но главное — не владение техникой, а в правде жизни. На себя с тоской посмотреть и другим показать.
Мартин Моор: «Как насчет серии о вашем досуге здесь? Тебе вот, Алекс, раз говоришь, в кадре лучше не светиться, можно встать за видеокамеру».
Алекс, впрочем, киноискусству предпочтет искусство пасьянса. Остальные же еще долго будут оттачивать мизансцену.
Заключенный: «Ты че, лопух, ты в прошлом кадре там сидел».
Заключенный: «Да ни фига не там».
Заключенный: «Давай, вали отсюда».
Но все это оставят за кадром. Без цензуры и правды никак. Перед выходом в свет каждого нового полотна его просматривает начальство колонии. Ни одной запретной темы до сих пор, впрочем, не было. Чем честнее разговор, говорят педагоги, тем честнее и раскаяние.
Мартин Моор: «Конечно, были скептики, которые нас упрекали: к чему тратить лишние деньги на преступников, когда стране на их жертв не хватает? Но в итоге мы смогли их всех убедить и получить финансирование».
О такой педагогике и впрямь можно спорить. А можно взглянуть на цифры. Еще лет 20 назад из немецкой тюрьмы для юных зэков только каждый пятый уходил навсегда. Теперь — каждый второй. Как надеются в Изерлоне, это и оттого, что уж очень кино поучительное.