Дальневосточные экологи празднуют долгожданную победу. Они добились того, чтобы плотоядных косаток внесли в Красную книгу России. Прийти к этому удалось после громких скандалов в Приморье, где млекопитающих держали в так называемой китовой тюрьме, чтобы затем продать в Китай. В прошлом году зоозащитники сообщили об этой проблеме президенту во время прямой линии. Теперь популяцию косаток взяли под защиту государства.
Взрослые особи достигают 10 метров в длину. Впрочем, увидеть китообразных в полный рост — редкая удача, даже тех, кто обитает недалеко от побережья и охотится на тюленей. В отличие от большинства сородичей, которые питаются исключительно рыбой и на больших глубинах, плотоядные косатки считаются исчезающей популяцией и вызывают тревогу у экологов всего мира.
Пётр Шпиленок, директор Кроноцкого заповедника: «Именно плотоядная в первую очередь подвержена тому, что потом оказывается в дельфинариях за счет того, что она добывает свой корм на малой глубине и достаточно легко ее поймать в сеть.
В дальневосточных морях, по подсчетам специалистов, осталось не больше 300 плотоядных косаток. При этом именно они чаще всего становились объектом промысла в
Десяток детенышей плотоядной популяции пытались адаптировать к жизни в неволе. По мнению зоозащитников, животные испытывали страдания. Мало того, что их разлучили с семьями, так еще и содержали в плохих условиях.
Дмитрий Лисицын, руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина»: «А что это, нормально, что у со спины такими лоскутами сползает кожа? Конечно, ненормально! Это значит, что животное перемороженное. Этот маленький самец, этот подросток сбежал из „китовой тюрьмы“. Конечно, он сбежал в кавычках. Мы считаем, что он погиб, это самая печальная история».
После вмешательства президента Путина узников «китовой тюрьмы» освободили, но экологи на этом не остановились. Заручившись поддержкой ученых Российской академии наук, они обратились в федеральное правительство с призывом запретить отлов плотоядных косаток у побережья Камчатки, в районе Шантарских и Курильских островов. После долгих споров со специалистами, которые не признают разделение косаток на два разных экотипа, из Минприроды пришла долгожданная новость: малочисленную популяцию плотоядных косаток
Пётр Шпиленок: «Вам скажут тысячи туристов, которые посетили акватории заповедника, заказника и другие территории вокруг Камчатки, что гораздо интереснее наблюдать этих животных в природе, чем в
Все, кто неравнодушен к дикой природе, уже празднуют победу. Чтобы у дальневосточных косаток появился высокий охранный статус, осталась, по сути, техническая процедура — зарегистрировать список редких животных в Минюсте. Экологи намерены идти дальше и постепенно добиваться запрета на отлов всех морских млекопитающих.