В Белоруссии планируют открыть новый мемориальный комплекс. Памятник жертвам Великой Отечественной войны появится в деревне Ола Гомельского района. В 1944 году здесь произошла страшная трагедия немецкие солдаты сожгли в своих домах почти 2 тысячи мирных жителей. Спустя 75 лет их память будет увековечена.
Работы на масштабном мемориале еще не окончены. Хотели успеть к
Конец 1943 года, Красная армия наступает, немцы отходят. Затем небольшая пауза и сильнейший контрудар. Это случается 20 декабря. Мирные жители, уже почти встречавшие Красную армию, спешно уходят в алёс (так на белорусском называются глухие непроходимые дебри).
В землянках в холоде, без еды они выдерживают несколько недель, пока 13 января не решают прийти в деревушку Ола. Это глухое, тихое место выглядело безопасным. Плюс сильные церковные традиции — большой престольный праздник. Так вышло, что в Олу пришли старики, женщины и дети из всех соседних деревень.
В 6 утра Олу окружили немецкие войска. Свидетельствуют, что с это были люди нашивками СС. Повезло единицам.
Краевед Наталья пересказывает истории выживших, с которыми успела пообщаться лично. Немцы запирали людей в большом колхозном ангаре на окраине (там сейчас памятный крест), затем партиями, якобы для транспортировки, заводили, а на самом деле буквально утрамбовывали в дома и сжигали заживо, заливая из огнеметов и закидывая гранатами.
Понимая, что не выжить, жена бухгалтера колхоза выбрала смерть на своих условиях — сама попросилась у немецкого офицера разрешения сгореть в своей уже горящей хате. Когда запертые в ангаре люди догадались, что им уготовано, они попытались бежать, но ударили пулеметы.
Немцы сожгли все хаты. Дотла. 12 колоколов на мемориале — это символ 12 деревень, жители которых погибли в Оле. Поэтому в Белоруссии эту трагедию часто называют «12 Хатыней».
Хрупкий артефакт — советская листовка. Синяя, чтобы лучше было видно на снегу. С февраля 1944 года такие начнут разбрасывать над позициями немецких войск. Здесь тоже о трагедии в Оле.
«Обращение к солдатам: вы думаете, там находились партизаны… Нет, там находились старики, женщины, дети… И именно вы занимались уничтожением этих мирных жителей. И вы за это конкретно несете ответственность».
Историки и краеведы утверждают, что в этом районе действительно не было партизанских отрядов, просто немцы не захотели оставлять рядом с собой на линии фронта почти 2 тысячи человек. То, что это женщины, старики и дети, значения не имело.