В Крыму проведут новое расследование преступлений оккупантов в годы Великой Отечественной войны, а Госархив республики готовит сборник рассекреченных документов о действиях нацистов и их пособников на территории полуострова. Речь идет о новых свидетельствах зверств карателей, которые происходили в последние годы ВОВ.
Николай Авлахов до сих пор не может забыть, как кричали люди и жутко выли собаки. Ему было 7 лет, когда в деревню пришли каратели искать тех, кто помогает партизанам. Помогали многие, без этого местному партизанскому отряду было бы куда тяжелее. Жителей, а это в основном старики, женщины и дети, согнали на площадь.
Николай Авлахов: «Люди стали кричать: что ж вы делаете, убивайте нас, а детей оставьте, не трогайте детей!»
Из документального фильма «Третий фронт Крыма» (ТРК «Крым»): «И только спустя несколько десятилетий после Великой Победы над фашизмом о трагической судьбе жителей крымской Хатыни, как прозвали деревню Лаки, заговорили снова».
Людей убивали, и тела бросали в колодец, жителей сжигали в их же домах живьем. Греческая деревня Лаки перестала существовать 23 марта 1942 года. Годы спустя на месте расправы появился поклонный крест.
Для Ольги Ковитиди трагедия Лаки — это еще и личная боль, там погибли ее родные. У таких преступлений не может быть сроков давности.
Ольги Ковитиди, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от исполнительной власти Республики Крым: «По этому факту возбуждено уголовное, будет дана
Оккупация Крыма длилась ровно 900 дней. Доказательства преступлений, совершенных против мирного населения, собирали еще советские следователи. Сейчас следствие установило новые эпизоды преступлений.
В Генпрокуратуре считают, что данные о варварствах нацистов и их пособников в Алуште, Евпатории, Симферополе, Белогорском и Бахчисарайском районах Крыма оценены не в полном объеме. Были убиты более 17 тысяч человек, еще 3 тысячи угнаны в Германию и Румынию на каторжные работы.
Андрей Иванов, официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ: «Поскольку не все участники зондеркоманд и карательных отрядов были обнаружены и понесли наказание, по поручению Генпрокуратуры России в Верховный суд республики направлено ходатайство об отмене постановления о прекращении уголовного дела».
В Лаки на месте разрушенной карателями церкви теперь мужской монастырь Святого Луки. В нем живут и служат 10 монахов. Когда Крым воссоединился с Россией, греческая
Епископ Каллиник (Чернышёв), епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии: «Это символ Победы. То, что он восстановлен, то, что он возрожден даже в таком труднодоступном месте, это говорит о том, что мы непобедимы».
В годовщину трагедии, 23 марта, и 9 Мая в Лаки горными тропами, так как особых дорог тут нет, приходят люди вспомнить тех, кто погиб. И это продолжается многие годы. Сейчас здесь хотят открыть этнографический музей, посвященный жизни и быту греков Крыма на месте деревни, которой нет.
В Лаки было чуть меньше сотни дворов. Что бы ни происходило, расположение партизанского отряда никто из жителей деревни не выдал. Таких же деревень, разрушенных, расстрелянных и сожженных, в Крыму за годы оккупации было еще 125.