В России для борьбы с коронавирусом задействовали высокие технологии. Одно из предприятий «Росатома» занялось стерилизацией медицинских изделий. Их обрабатывают с помощью ускоренных электронов, причем не вскрывая заводской упаковки.
То, что на обывательском языке называется пробиркой и палкой с тампоном, на медицинском — транспортная система. Перед тем как эта транспортная система дойдет до потребителя, ее нужно обязательно стерилизовать. Хотя, казалось бы, она и так с завода, в упаковке, но и там на нее может попасть колония микроорганизмов. Откуда? Буквально из воздуха.
Основных способов стерилизации три. Газовый, паровой и стерилизация ускоренными электронами. Он — самый современный, но, наверное, самый непонятный для непосвященных, потому что увидеть его невозможно.
Дмитрий Шерстень, сотрудник «Росатома»: «Основная действующая технологическая единица установки — это линейный ускоритель электронов, который способен генерировать мощный ускоренный поток электронов. Это сложно с точки зрения восприятия, но с точки зрения процесса это означает, что ускоренные электроны пролетают сквозь коробку и уничтожают ДНК всех организмов, которые есть либо на поверхности, либо внутри изделия, делая его абсолютно стерильным».
Сейчас, когда это особенно важно и нужно, на одном из предприятий «Росатома» буквально с колес, точнее, с завода стерилизуют тысячи коробок с масками, пробирками, перевязочными материалами. На стерилизацию одной коробки уходит 36 секунд. В пересчете на маски, например, за полторы недели уже получилось больше миллиона.
Александр Шибанов, генеральный директор дочернего предприятия «Росатома»: «Кроме того, у нас появилась возможность впервые в России стерилизовать медицинские транспортные системы для сбора, анализа и транспортировки биоматериалов на коронавирус».
Это те самые пробирки с палочками, которые сейчас нужны в огромном количестве и которые выглядят просто. А на деле, например, тампон, которым берется проба, — это не вата, это специально напыленный нейлон. Только сейчас эти системы стали производить в России.
Станислав Гольдберг, генеральный директор компании по производству транспортных медицинских систем: «Это будет в разы дешевле, чем то, что сейчас удается и необходимо завозить. Проблема заключается в том, что Европа закрылась, там своих проблем хватает, они не успевают производить для себя. И единственный, кто сейчас начал производство, кроме нас, это Китай. Но цены там совершенно космические».
В апреле на предприятии «Росатома» планируют стерилизовать до 150 тысяч таких транспортных систем. В мае — до 300 тысяч. Дальнейшие прогнозы пока строить рано. Эти технологии пригодятся и после того, как эпидемия коронавируса закончится.