Кира Крейлис-Петрова готовится отметить свое 80-летие. Первые роли она исполняла в блокадном Ленинграде. В бомбоубежище еще школьницей показывала шуточные сценки, веселя плачущих детей. Она могла стать и скрипачкой, так как училась в школе при Петербургской консерватории.
Актриса признается, что музыкальное образование всегда помогало, как и удивительная внешность. Мастера по гриму старого МХАТа советовали: «Вам грим не нужен, только припудритесь».
О своей жизни и творчестве Кира Крейлис-Петрова накануне юбилея рассказала корреспонденту НТВ Павлу Рыжкову.
Коллеги в театре Киру Александровну всегда встречают с улыбкой. Оптимизма Крейлис-Петровой хватает на всю Александринку. Актриса за свои 32 года службы в этом театре придумала особый ритуал — обязательно выйти за час на сцену в пустой зал.
Для нее сцена — и источник бесконечного вдохновения, и кафедра для собственных изречений. Крейлис-Петрова — автор пьесы, которая с успехом шла на этих подмостках. Она всегда готова произносить не только чужие слова, а все, что думает.
Кира Крейлис-Петрова, заслуженная артистка России, драматург: «Могу сказать неприличность, могу сказать совершенно глупые вещи. Я терпеть не могу такую показушность, когда нужно играть и любить правительство. Как Сталина Ленина, как раньше».
Собственные мысли Крейлис-Петрова облекла в форму эстрадных монологов. Ярких эпизодов добавили истории из жизни в коммуналке.
Конечно, как выражается Кира Александровна, за такую правду-матку ей всю жизнь доставалось. Сама удивляется, как ее не упекли в лагеря за разные резкие высказывания. Скорее всего, из-за того, что слова молодой смешной девушки никто всерьез не воспринимал. Хотя, по признанию самой актрисы, при виде сотрудников правоохранительных органов ей всегда хотелось куда-нибудь скрыться.
Кира Крейлис-Петрова, заслуженная артистка России, драматург: «Мы воспитаны в сталинские времена. Когда мне навстречу идет милиционер, у меня гусиная кожа. Я чувствую себя виноватой. Я костенею немножко».
Однако природная раскованность позволила ей единственной в Ленинграде поступить на актерский курс выездной комиссии школы-студии МХАТ. Прочитав басню, она практически довела маститых актеров до истерики.
После этого они отбили в Москву телеграмму: «Везем Жемчужину Смеха». Ее сокурсниками оказались Галина Волчек, Ирина Скобцева, Анатолий Кузнецов. А преподавателем был знаменитый мхатовец Алексей Грибов. Секрет мастерства короля смеха театра и кино 50-х — 60-х Крейлис-Петрова использует до сих пор.
Корреспондент НТВ: «Это у Вас это импровизация была?»
Кира Крейлис-Петрова, заслуженная артистка России, драматург: «Нет, это я уже закрепила. У нас так нельзя. Это я на репетициях протащила. Никогда не надо режиссера спрашивать: „А можно мне вот так?“. Скажет, что не надо. Надо просто показывать».
На режиссеров актрисе всегда везло и в кино. Правда, себя потом не могла разглядеть даже в эпизодах. А когда досталась большая интересная роль Улиты в фильме Владимира Мотыля «Лес» по Островскому, картину надолго положили на полку.
Но слава, как выражается актриса, незаметно все-таки подобралась. Поклонники встречают ее и цветами, и милыми безделушками. Как эта кукла, похожая на Киру Александровну. И несмотря на то, что сейчас менее известные и более молодые коллеги имеют высокие звания и награды, для нее главным остается народное признание. А юмора, обаяния и жизнелюбия у актрисы хватит на все: театр, антрепризу, кино. На всех зрителей, которых Крейлис-Петрова считает своим долгом рассмешить.