В эстонском городе Кохтла-Ярве всем желающим приглашают на необычную экскурсию спуститься в шахту, которую не эксплуатировали десять лет.
Каска для экскурсии. В эстонском
Корреспондент НТВ Юлия Олещенко тоже решила спуститься под землю.
Посетителям этого музея вместо тапочек выдают каску с шахтерским фонарем и утепленную спецовку, поясняя: осмотр экспозиции проходит при температуре плюс 8, и это лишь минимум экипировки настоящего горняка.
Рейн Киристая, ветеран шахты «Кохтла», экскурсовод: «Когда шахтеры шли в шахту, они брали самоспасатели, шахтерские лампы, и ламповщица регистрировала их при спуске в шахту. То есть они брали с собой такие квадратики. И нам было известно, где находится шахтер».
Экскурсия пролегает на глубине восемь метров и в пять раз короче шахтерской смены. Но под руководством Рейна Киристая, прослужившего на шахте «Кохтла» почти полвека, даже ребенок научится добывать самое полезное ископаемое Эстонии.
Рейн Киристая: «Коричневые полосы — это сланец, а серая полоса между сланцевыми слоями — это известняковая порода».
Десять лет назад эта шахта была закрыта и затоплена. Но полтора километра старых горных выработок оставили, оградив бетонными перемычками и снабдив насосной установкой. Уцелевшую технику превратили в экспонаты. Самый раритетный из которых — немецкого производства — относится еще к эпохе ручного труда.
Рейн Киристая: «Чтобы доставать отсюда сланец, в то время шахтерам пришлось бурить ручными сверлами. Они бурили сверлами сланец».
Кирка вроде той, что вершил трудовые подвиги Стаханов, в Эстонии давно не популярна. Равно, как и украинский комбайн. Он хорош для угля, а сланец намного тверже. Наследие СССР теперь поражает разве что грохотом.
Не меньшая реликвия — подземный велосипед, средство передвижения минеров. Если педали
Елена Сергеева, экскурсантка:
До
Из шахтерской зарплаты гид секретов не делает. В советские времена передовик получал до 400 рублей, сегодня — до 1000 евро. Об оборотной стороне коммерчески привлекательной профессии напоминает наглядная агитация. Кажется, что техника безопасности и личная гигиена для эстонского шахтера — превыше всего.
Но там, где