«Соблюдайте дистанцию» это уже не дорожный знак, а знак беды по всему миру. Напоминание об опасности и рецепт выживания. Больше 100 тысяч погибших в мире от коронавируса, выздоровели 400 тысяч. Где-то ввели комендантский час, у других есть полчаса в день на выход из дома, у третьих штрафы за появление без масок.
Все не работают и боятся нищеты и голода. Впервые все равны — и «золотой миллиард», и третий мир. МВФ говорит, что это будет худшим кризисом со времен Великой депрессии. А ВОЗ — что осложнения после вируса непонятны. Правозащитники говорят о росте домашнего насилия, ВТО — о тотальной безработице, ООН — о том, что предлагать превратить Африку в полигон для испытаний новых вакцин и лекарств — безнравственно. Но все очень хотят выжить.
Генри Киссинджер уверяет, что мир больше не будет таким, каким был: что нужно ждать отставок многих правительств, разрушения многих государств, краха многих идеалов. Научный журнал Lancet пишет: не нужно твердить, что «власть скрывает» или «власть пугает»: никто не знает реальных цифр заболевших и выживших. Судя по математическим моделям, сегодняшние 1,7 миллиона заболевших в мире могут быть лишь шестью процентами от реального числа. Может быть, все уже переболели и не заметили? А может быть, и нет. Есть версия, что существуют три типа вируса: в Китае и Азии был вирус B, в Европе и Америке — А, в России — C. А может быть, и нет. Возможно, эти части света по очереди пройдут пик. А может быть, со временем просто станет сезонным заболеванием средней тяжести. Но это пока не успокаивает.
Владимир Путин, президент РФ: «От нашей дисциплины и ответственности зависит тот перелом в борьбе с инфекцией, которого мы обязаны достичь. Все проходит, и это пройдет. Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы, — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем».
Удивившие всех «половцы и печенеги» в обращении Владимира Путина — это отсылка к ироничной речи адвоката Плевако в защиту старушки, укравшей чайник. Это сигнал: такое испытание Россия точно выдержит, но бывало и тяжелее. Это почти ответ тем, кто восхищался британской королевой, сравнившей эпидемию коронавируса с боями Второй мировой. Не выходить из дома сегодня — для всех вопрос жизни и смерти.
Пик заболеваемости еще не пройден. Эксперты говорят, что «мы только подошли к подножию горы» и число зараженных будет расти. Насколько высокой будет эта гора, зависит от соблюдения самоизоляции. И тем, кто сидит в четырех стенах, очень важно услышать и то, как о них обещает позаботиться власть, и то, насколько долго все это может продлиться.
Президент России сделал заявление на расширенной встрече с главами регионов и федеральными чиновниками. Объяснив им, что каждый должен не кивать на Москву, а принимать решения, отталкиваясь от цифр заболеваемости на местах. Путин объявил, что до 30 апреля вся страна в вынужденном отпуске, работают только те, кто поддерживает в ней жизнь: лечит, кормит, охраняет. И чиновники, которые должны работать, принимать решения. И принимать решения не под влиянием бизнеса или настроений, а по рекомендации
Ринат Максютов, генеральный директор государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора: «В настоящий момент для сдерживания эпидемии, пандемии у нас в арсенале есть единственный способ, который эффективно применяется — это разграничение, самоизоляция, определенные карантинные меры. Разграничение, которое не позволяет перейти на экспоненциальный рост развития эпидемии, когда система здравоохранения может просто не справится с количеством вновь заболевших. Эпидемия продолжается, мы ждем создания, получения коллективного иммунитета на необходимом уровне».
Когда и Путин, и вирусологи уверяют, что нужно учиться на своих ошибках, стоит посмотреть на математическую модель, построенную учеными из Оксфорда. Они рассчитали зависимость заболеваемости от жесткости предпринятых мер. И Россия по этой модели на хорошем счету. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения: государство делает достаточно. Только параметры жесткости принятых мер не учитывают, как их исполняет население. Но речь идет не о сознательности или несознательности населения: все объясняют попытки покинуть дом страхом остаться без куска хлеба.
Путин показывает, что власть это слышит и понимает. Поэтому поручено помочь семьям с детьми. Не только выдать по 5 тысяч в течение трех месяцев тем, кто имеет право на материнский капитал, но и еще по 3 тысячи тем, у кого дома несовершеннолетние, а их родители потеряли работу. Пособие по безработице выдадут всем, кто обратился за ним после 1 марта. Другие меры: продление действия документов, включая водительские права и инвалидность, чтобы никто не пытался ходить по инстанциям; отсрочки по кредитам, льготные займы — и ипотечникам, и малому и среднему бизнесу.
И власти на местах, и федеральному правительству в экстренном порядке раздают поручения, передают все необходимые рычаги власти под девизом «не тратить ни одной лишней секунды, ни одного лишнего рубля — все должно пойти в дело». Модель отношений: постоянная отчетность чиновников и постоянная персональная ответственность.
Статья
Спецпропуска в Москве: кто и как может их получить