Построенная в XV веке старинная деревянная церковь в глубинке Ленобласти сохранилась до наших дней благодаря одному человеку отцу Петру.
В запасниках Эрмитажа и Русского музея хранятся старинные иконы самой древней российской деревянной церкви Георгия Победоносца. Построенная в XV веке она сохранилась до наших дней стараниями практически одного человека.
Как строили храм и каким образом он уцелел? Корреспондент НТВ Катерина Правдина, отправилась на берег Юксовского озера.
Пять веков назад
Эта спрятанная в глубинке Ленинградской области деревянная церковь — самая древняя в России. Уцелела она чудом. Ее не разрушили после закрытия в
Монах Пётр, хранитель церкви Георгия Победоносца: «Помню, до армии я всегда ходил к храму, осматривал его. Скорбел, что храмы закрыты. Тем более в том храме был клуб. Меня отец не пускал, да я и сам не радел. Как так! Раньше люди богу молились, а потом стали плясать страшно».
Жизнь Петра Владимирова, монаха
Инок Мефодий, хранитель церкви Георгия Победоносца: «Храм построен одним топором. Например, основной сруб. Это видно везде. Если внимательно посмотреть под
В том, что церковь сохранилась, есть и заслуга зодчих. Лес, из которого сложен храм, выбирали на болотах и песчаниках, там, где он растет с трудом. Деревья обкладывали глиной, заливали природным антисептиком и
Сохранению плотной древесины способствовали существовавшие галереи. В XVIII веке, расширяя церковь, их включили в ее основной объем. Здесь ранний потолок создает иллюзию разноуровнего. А отсутствие царских врат и иконостаса открывают алтарь, где мастера для удобства священников применяли простые, но оригинальные конструктивные приемы.
Инок Мефодий, хранитель церкви Георгия Победоносца: «Нашим предком был сделан жертвенник, который освещался естественным светом. Хорошо сделано, слава богу».
С 1993 года, когда храм отметил свое
Отец Пётр родом из соседней деревни, в километре от храма. Уезжал из этих мест неоднократно, но всегда возвращался. Всю жизнь проработал шофером, и сегодня, когда погода дождливая, домой добирается на стареньких «жигулях» по хорошо знакомым ему проселочным дорогам.
Пётр Владимиров успел закончить три класса. Началась война. В лесу, где скрывалась семья, их нашли финны. Потом были четыре года концлагеря, возвращение домой, голод. Позже появилась своя семья, дети. Переживая нелегкие времена, отец Пётр случайно на Покров оказался в храме, где окончательно убедился: его жизнь — в служении. Но скитом для монаха стал отчий дом.
Монах Пётр, хранитель церкви Георгия Победоносца: «С 98 года я живу в этом отчем доме. Я ради храма живу Так я бы, конечно… Мне было просто жалко, когда храмы разорялись. Не мог спокойно спать».
В этих заброшенных, но не богом, местах верят в легенды. По ним,
Эту церковь сначала волшебным образом пощадило время, а потом сохранили удивительные люди, которые ради нее и веры, конечно, поменяли образ жизни. И сегодня этот храм, кажется, одним своим скромным, но величественным видом может помочь людям взглянуть на мир другими глазами, демонстрируя, прежде всего, стойкость духа.