Мирная жизнь, нападение и героическая защита. Атмосферу страшного для страны дня 22 июня пытались воссоздать в Брестской крепости.
Мирная жизнь, нападение и героическая защита. Атмосферу страшного для страны дня — 22 июня — пытались воссоздать в Брестской крепости. Именно она первой приняла удар врагов и первой испытала то, что потом будут переживать в Киеве, Ленинграде, Москве. Корреспондент НТВ Георгий Гривенный нашел ветерана, пережившего то страшное июньское утро в Бресте.
Для туристов все вокруг — исторические руины, для Петра Котельникова изломанные ступеньки, осколки зданий как родные. Ночь с 21 на 22 июня
Пётр Котельников, ветеран Великой Отечественной войны: «Раздались мощные взрывы, посыпалась штукатурка, пыль в казарме. Спрашиваю Володю, что случилось. Накрылись одеялом. Потом как начало грохотать, пробит потолок в казарме, крик, шум».
Еще свидетель вторжения, переживший ту страшную ночь на 70 лет, вспоминает, что это уже после войны узнавал точную хронологию: в 4:00 начался артобстрел, в 4:19 немцы начали форсировать реку Буг, в 4:59 ворвались в крепость, а также что сам он вырвался из осажденной цитадели только 26 июня.
Пётр Котельников: «Тогда был потерян счет дней. Знали только, что
Брестская крепость — это не только целая галерея примеров мужества и героизма, но еще и символ явной неготовности Советского Союза к такому удару Гитлера. Пётр Котельников вспоминает, что буквально все вокруг говорили, что скоро будет война, она неизбежна. Но
Пётр Котельников: «Ничего не было, крепость спала спокойным сном. А на другой стороне Буга в это время подвешивались бомбы к самолетам, дозаправлялись горючим танки, готовились орудия и наводились на цель».
В брестском кинотеатре «Беларусь» 21 июня
Историки до сих пор спорят о том, почему же начало войны получилось столь обескураживающим для СССР? Пакт о ненападении и знаменитое сообщение ТАСС от 13 июня о том, что войны не будет, — все для того, чтобы успокоить свое население или чтобы отвлечь внимания врага от своей атаки?
Лариса Бибик, заместитель директора музея «Брестская крепость» по научной работе: «Надо помнить, что это была ночь, как мы сейчас говорим, самая длинная и самая трагическая ночь в нашей истории, люди спали. Ведь противник сам говорил, что русские были подняты буквально с постели. Но они же отмечали, что русские быстро оправились, пришли в себя и стали оказывать упорное сопротивление».
Всего та война продлится больше тысячи дней и ночей. Пётр Котельников успеет дважды попасть в плен и дважды бежать, потом потрудится ради победы в тылу, но ту самую первую ночь никогда не забудет. Он говорит, что пока будут силы, будет приходить в крепость к Тереспольским воротам, принявшим на себя самый первый и страшный удар.
Когда уже совсем рассветет, на воду реки Мухавец спускают венки и свечи как символ того, что даже течение времени не в силах совладать с человеческой памятью.