В Москве открылась выставка фотографа, снимки которого стали классикой военного репортажа.
В Москве открылась выставка фотографа, снимки которого стали классикой военного репортажа. Евгений Халдей — автор знаменитого кадра, где советские солдаты устанавливают на рейхстаге Знамя Победы. Правда, имя самого репортера сегодня уже мало известно.
Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова узнала о мастере и его героях.
Выставка о войне начинается с фотографии последнего мирного дня. Евгений Халдей был в командировке в советской глубинке. Уезжая 21 июня в Москву, он сделал снимок. О том, что завтра была война, расскажет другое его фото. 22 число, полдень, люди на Ильинке слушают обращение Молотова.
Сразу после этого по заданию ТАСС Евгений Халдей уедет на фронт и со своим фотоаппаратом Leica дойдет до Берлина, чтобы сделать 2 мая 1945 года свой самый известный снимок. В тот день над рейхстагом развивались десятки красных знамен. И на фотографии Халдея, например, совсем не тот флаг, что водружают солдаты на кадрах кинохроники. Как настоящий профессионал знамя фотограф привез с собой из Москвы, причем на всякий случай не одно.
Анна Халдей, дочь Евгения Халдея: «Я попробовала реконструкцию сделать. Конечно, это не тот самый флаг. Те флаги Халдей шил из скатертей месткомовских. В фотохронике ТАСС взял на прокат скатерти за две бутылки водки и три флага сшил».
Только через полвека станет известно, что на негативе у одного из солдат и на правой, и на левой руке были часы. Понятно, что немецкие, трофейные. Перед печатью фото отретушировали и оставили только одни.
За годы Великой Отечественной Евгений Халдей сделал тысячи снимков. Наверное, не найти такой галереи, чтобы показать их все. А для маленькой выставки нужно было выбрать всего 40 фотографий, но и они лучше любых слов могут рассказать, какой была война.
Будь это олень Яша на безымянной высоте, ночная разведка, летчик бомбардир или семья из еврейского гетто в Будапеште. Это фото советская цензура, конечно, не дала напечатать, как и снимок, на котором люди в мае
Казалось, Евгению Халдею невероятно везло в профессии. Всю войну он был с солдатами на передовой, но не разу не был ранен. Потом снимал на Параде Победы Жукова, на Потстдамской коференции Сталина, на Нюрнбергском процессе Геринга.
В 1948 году известного военного фотографа уволили за профнепригодность. На самом деле только за то, что еврей. Вместе с женой и детьми он долго жил в коммуналке, много лет ему не давали работать. Потом вроде опять стали печатать, а в 1972 году опять уволили все по той же причине.
Станислав Радзинский, куратор выставки: «Его обижали, но он не был обижен. Он видел всегда во всех своих героях, будь то участники Нюрнбергского процесса, будь то просто немецкие пленные, во всех он видел людей, обладающих чувствами».
О нем и сейчас, кажется, знают в Америке больше, чем на родине. Даже знаменитый военный фотоаппарат Халдея храниться в музее
Анна Халдей, дочь Евгения Халдея: «Скромно, в антресоли простого шкафа хранится негативный фонд».
Анна Халдей говорит, что ее отец оставил не только негативы фотоснимков. Истории практически всех своих героев он подробно записывал и следил потом за их жизнью после войны. Но все это тоже пока храниться на антресоли.