Завершен один из самых громких процессов последнего времени. Оглашен приговор банде Боровикова Воеводина. Радикалы и специалисты объяснили природу неонацизма.
На прошлой неделе завершен один из самых громких процессов последнего времени. Оглашен приговор банде националистов. Двое — Воеводин и Прохоренко — получили пожизненные сроки. Еще шесть человек — от пяти до 18 лет колонии строгого режима. Четыре члена группировки осуждены условно.
В сентябре 2003 года Боровиков и Воеводин создали банду для подготовки и совершения экстремистских преступлений. Участников банды арестовали в
Корреспондент НТВ Виктор Черногуз встретился с теми, кто имел непосредственное отношение к этой истории.
Из колонии Дмитрий Бобров вышел полтора года назад.
Обоим было не больше 16. Днем учились в школе, вечером — на улицах города. Сегодня, вспоминая те занятия, Бобров старается быть осторожным в словах. Но иногда не сдерживается.
Дмитрий Бобров,
По иронии судьбы оперативник, раскрывший дело Боброва и многие другие, сейчас и сам находится в «Крестах». Куда более десяти лет подряд отправлял петербургских нацистов. За это время радикалы, по наблюдению майора, прошли путь от концертов до уличных нападений. Но Боровиков с Воеводиным превзошли всех. В том числе своего учителя — Боброва.
Бывший оперативный работник антиэкстремистского подразделения МВД: «Они хотели раскачать общественный порядок, они хотели вызвать страх и панику. Соответственно все эти убийства, которые они совершали, они совершали именно с целью посеять страх и ужас. Именно это и отличает терроризм от другой
Формально дело БТО раскрыли в
Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований: «Каждый из них, говорил Костраченко, думал о том, кто будет следующий и где в следующем месте будет яма. Это не значит, что после этого они прекратили общаться или прекратили выходки. Но внутри все уже было закончено».
Журнал, который издавали осужденные, они точно назвали «Запах ненависти». Который, кажется, сопровождал их повсюду. На кадрах из архива банды — обычные развлечения экстремистов. В свободное от убийств время.
Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований: «Когда они ходили по улице Марата, он мне рассказывал о том, что можем на этого напасть, а можем на этого. Вершители судеб — вот наслаждение. Ну, а на Марата они в данном случае напали на корейца. А могли на нас с вами. Мало ли что с нашими лицами не то».
После задержания многие из считавших себя сверхлюдьми превратились в обычных молодых ребят, которые начали давать показания, еще не дойдя до кабинета следователя. А чуть позже во всех подробностях, словно играя, они на месте описывали десятки нападений и убийств.
У БТО уже появились последователи. В мае Городской суд вынес приговор банде Андрея Линка. Почерк тот же: анонимность, жестокость, конспирация. Объединяет две группы и возраст участников — около 20. Более взрослые националисты описывают эту ситуацию в медицинских терминах.
Роман Зенцов, лидер патриотической организации: «Есть эритроциты, а есть лейкоциты. Это тельца, которые нападают на чужеродные тела и начинают борьбу с ними. И посредством либо своего уничтожения (как у пчел) есть солдаты, которые жалят и знают, что погибнут. Знают, что они уйдут на срока по 25 лет, но они не могут
По мнению бывшего чемпиона по боям без правил, появление автономных националистических групп диктует время. Когда легальная политика почти мертва, радикальный протест выходит на улицы.
Роман Зенцов, лидер патриотической организации: «„Левые“, „правые“ и другие группировки приходят к выводу что мишени у них одни. Это серьезная ситуация, хорошего в этом мало. Это идет расшатывание государства. Такая ситуация может привести к
С этим отчасти согласны и многие эксперты. Энергия тех, кому нет 20, требует выхода. А рецепты изменения этого мира к лучшему часто оказываются слишком простыми.