Главному советскому блокбастеру сегодня исполняется 50 лет. Ровно полвека назад фильм «Белое солнце пустыни» впервые показали на большом экране. Всего за год его посмотрели более 50 миллионов зрителей, а российские космонавты и вовсе сделали это традицией. Теперь каждый экипаж смотрит картину перед стартом, чтобы полет прошел благополучно.
Это кино советские зрители сразу разобрали на цитаты: «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико». Или ставшая крылатой фраза Верещагина: «Я мзду не беру, мне за державу обидно».
Песня в исполнении Павла Луспекаева «Ваше благородие» на слова Булата Окуджавы стала одной из самых любимых и узнаваемых в стране. Сложно найти человека который не видел или ничего не слышал об этом фильме.
Желтые пески самого большого в Европе бархана
Сегодня бархан — федеральный заповедник. В это время года здесь много туристов, но
Известный дагестанский актер Магомед Сулейманов, напротив, отказался от участия в съемках. Владимир Мотыль предложил ему сыграть бандита, но в тот год он уже снимался в другом проекте, где ему предложили роль второго плана.
Магомед Сулейманов, председатель регионального отделения Союза кинематографистов: «Если бы я знал, что так сложится, что это фильм станет культовым, я бы, наверное, перешел на эпизод, чем на главную роль».
Картина рождалась в муках, вспоминает участник съемочной группы Николай Конюшев. Процесс растянулись на 2 года, состав за это время поменялся почти на 90%, да и условия работы были адские, люди сбегали со съемочной площадки, особенно сложно пришлось поддерживать численность гарема Абдуллы.
Николай Конюшев, ассистент по актерам «Белое солнце пустыни»: «Жара, плюс
Беды на этом не закончились. От режиссера потребовали переснять несколько сцен, в том числе, финальную и оплакивание смерти Абдуллы его гаремом, но его все равно забраковали. Лента долго пылилась на полках «Госкино», пока ее случайно не увидел космонавт Алексей Леонов. С тех пор ее просмотр входит в обязательную предполетную программу. При личной встрече с генсеком СССР Леонидом Брежневым он лестно отозвался о неизвестном фильме.
Александр Шпагин, киновед, историк кино: «Благодаря Брежневу „Белое солнце пустыни“ вышло на экран, хотя оно все равно вышло бы на экран, но ему хотели дать третью категорию, слить, но я думаю, оно все равно проявилось бы так или иначе».
Картина несколько раз меняла свое рабочее название: «Басмачи», «Пустыня», «Спасите гарем» и даже «Восток — дело тонкое». Известно о 15 вариантах. И лишь перед самым выходом на большие экраны над страной взошло «Белое солнце пустыни». Прошло уже 50 лет, но перед народной памятью и любовью время, кажется, бессильно.