На улицах Белграда выведены тысячи полицейских и военных, которые должны пресечь митинги националистов, протестующих против саммита НАТО он открывается сегодня.
Сегодня столица Сербии перешла на осадное положение. На улицах Белграда выведены тысячи полицейских и военных, которые должны пресечь митинги националистов, протестующих против саммита НАТО — он открывается сегодня.
Североатлантический альянс впервые в своей истории решил провести встречу на территории бывшей Югославии, и этот выбор фактически расколол страну. Для большинства сербов воспоминания о разрушительных бомбардировках Белграда
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг — из сербской столицы.
Жарко Ракич: «Мы, когда нас бомбили, думали, что в коридоре безопаснее всего, но дочка захотела в туалет, и тут же через окно ее накрыло шрапнелью».
Эта нелепая смерть трехлетнюю дочку Жарко Ракича настигла в 21:45 17 апреля
Жарко Ракич: «У меня в голове не укладывается, как наше правительство могло так себя повести! Как посмело простить им все, что они натворили?!»
Ровно так же, как и весной
Мила Алечкович, глава сербского женского совета жертв войны: «Мы здесь, потому что это голос сербского народа сегодня».
Под знаменами оппозиционных партий зачастую — люди полярных взглядов, сошедшиеся в одном.
Драган Филиппович: «НАТО — это убийцы. Первый раз показываем миру, как сначала НАТО бомбит наше государство, а потом мы его принимаем в гости. Это невозможно!»
Однако власти страны заверяют: еще как возможно!
Таня Мишевич, государственный секретарь Министерства обороны Сербии: «Мы замечаем огромный интерес НАТО к Балканскому региону, и это понятно. Сербия — под самым боком у большинства стран альянса. Нынешний съезд для нас — новая возможность предстать перед членами НАТО в обновленном, реформированном виде».
Никогда еще сербское министерство обороны не оказывалось в таком незавидном и в таком же наглядном положении. Небольшое крыло, в котором сейчас готовятся к завтрашней конференции НАТО, и остальной комплекс, разбомбленный 12 лет назад натовскими же войсками, совсем рядом. Руководство страны вновь вынуждено стыдливо оправдываться перед избирателями: мол, это еще одна уступка Сербии перед Западом, без которой, если Запад Сербии нужен, никак.
Мирослав Лазаньский, политический обозреватель: «Некоторые говорят нам, будто это важный шаг на пути к вступлению в Евросоюз. Но это неправда. У Евросоюза к нам совсем другие требования: победить коррупцию и преступность, провести настоящие реформы. К тому же Германия заявила уже, что следующей примут Хорватию, а дальше все — многолетняя пауза».
То, что альянс решил провести первую в Сербии конференцию, будто специально спустя всего пару недель после экстрадиции в Гаагу сербского генерала Младича, для многих в Белграде вдвойне унизительно. Понизить градус эмоций в эти дни — задача полиции.
Но оппозиция не отступает и побеждает. Шансы Бориса Тадича через год вновь занять пост президента стремительно тают. Так что если не для НАТО, то для него, позвавшего сюда альянс, эта победа в Белграде окажется пирровой.