В городе Сысерти Свердловской области по крупицам собирают детали из жизни фронтовика Ивана Мелкозёрова. Во время Великой Отечественной солдат писал жене и детям. Спустя почти восемь десятилетий вести с фронта, наконец, нашли адресатов. Конверты случайно обнаружили в родном городе бойца во время ремонта.
Читать чужие письма нехорошо, но не в этом случае. Теплые строчки с фронта Сысертский совет ветеранов опубликовал и в газетах, и в социальных сетях, лишь бы их прочли родные фронтовика и откликнулись.
Нина Ющенко, председатель совета ветеранов Сысертского городского округа: «Я сама, читая эти письма, просто не могу без слез говорить, потому что сама потеряла деда в 1942 году. Он погиб, мы не знаем где и как, поэтому для меня и для сотен людей это чудо — находка».
Вести с фронта в союз ветеранов принес Вячеслав Терентьев. Письма он обнаружил на чердаке старого деревянного дома, когда по заказу собственников ремонтировал чердак.
Вячеслав Терентьев: «Там дыра была. Чтобы не дуло, туда все совали, что под руку попало. Все в кучу было сложено с тряпками, бумагами запихано»
Кто додумался утеплить стены посланиям с фронта, сейчас остается только догадываться. У дома сменилось несколько хозяев. Семья адресатов уехала из Сысерти почти сразу после войны, вероятно, забыв про послания. Автор писем офицер Иван Мелкозёров — кадровый военный. Встретив победу в Берлине, он продолжил службу в Германии, позже был переведен в Новосибирск, где остался до конца жизни. Эту информацию земляки собирали по крупицам, чтобы найти потомков фронтовика. Когда боец писал эти строчки, Светланы Ивановны еще не было, она родилась после войны. Сегодня она — единственная наследница этих пожелтевших посланий.
Братьев Бори и Вовы уже нет в живых. Вчитываясь в размытые и выцветшие строчки, дети и внуки фронтовика стараются сдержать слезы, но не получается.
Наталья Вахрушева, внучка Ивана Мелкозёрова: «Это очень волнительно для меня, я очень хорошо знаю дедов почерк. Это не передать словами, потому что это настолько родные завитушки, это все настолько близко и знакомо».
В 1941 году Ивану Игнатьевичу было 27 лет. Свой фронтовой путь он начал под Калугой, командовал противотанковой артиллерией, в одном из первых же боев получил тяжелое ранение в ногу, о нем и упоминается в письме родным. Вернувшись в строй, боец возглавил дивизион легендарных «Катюш», с ними прошел Белоруссию, Польшу. Боевые машины называл оружием победы, вспоминал, что страх они наводили не только на врага, солдатам Красной армии приходилось привыкать к мощности залповых установок.
Светлана Рязанова, дочь Ивана Мелкозёрова: «Первый залп дали, а необстрелянные ребята очень сильно испугались. Он говорит, пришлось их не то что разыскивать, по окопам собирать, по кустам, возвращать на боевую позицию. Страшно было. Огненный смерч, грохот».
Неизвестно, сколько всего писем с фронта написал Иван Игнатьевич, большинство посланий рассыпались от времени. Сохранить то, что уцелело, помогут реставраторы, но сначала родные фронтовика хотят приехать на Урал и подержать в руках эти хрупкие листочки в том виде, в каком они дошли до наших дней.
Иван Игнатьевич, говорят родные, до старости занимался спортом и отвергал вредные привычки, хотел пожить подольше за себя и за тех, кто не вернулся с полей сражений. Из жизни Иван Мелкозёров ушел на