Профессор Михаил Щелканов один из самых авторитетных вирусологов планеты. Он ездил в очаги смертельной лихорадки Эбола, прицельно изучает коронавирусы в их природных очагах на Дальнем Востоке, отлавливает и обследует летучих мышей и других носителей, от которых вирус может, мутировав, перекинуться на человека.
Несколько лет назад Щелканов сумел предсказать вспышку инфекции в Южной Корее, вызванной другим коронавирусом, а сейчас в условиях пандемии
Михаил Щелканов, профессор ДВФУ, заведующий лабораторией вирусологии ФНЦ биоразнообразия Дальневосточного отделения: «Я четко понимаю, что происходит. Современный этап развития эпидемического процесса в Российской Федерации чем характеризуется? Отсутствием массовых заражений и наличием только завозных случаев инфекции».
Маска, как подтвердил профессор, защищает, но только если менять ее каждые
Статья
Маски против вируса: правда или миф
Все заболевшие в России сейчас — это люди, приехавшие из Европы, и те, кто с ними плотно контактировал, — прежде всего члены семей. Взрывного распространения, уверен вирусолог, не будет, если власти не допустят массового появления на публике зараженных чихающих и кашляющих людей.
Карантинные меры нужны, и неизбежно придется пожертвовать частью свободы. В Италии этого вовремя не сделали, поэтому пожилые люди умирают сотнями, им не хватает аппаратов искусственной вентиляции легких, которые нужны при тяжелой пневмонии, характерной для этого вируса.
Михаил Щелканов считает, что к трагедии и в Италии, и в Иране привело несовершенство местных систем здравоохранения, а в Китае и в России сохранилось некоторое советское наследие в части противоэпидемической борьбы и готовности вводить ограничения, что в данном случае играет на руку.
Михаил Щелканов: «Да, Китай показал не просто жесткость, у него эти системы были. Их невозможно создать, когда чрезвычайная ситуация. То есть это пример того случая, когда менее демократическая страна показывает себя более эффективной. Тут ведь речь идет не о демократии, в том числе речь идет об ограничениях свобод людей. А эпидемическая ситуация — как раз тот случай, когда нужно четко понимать, где кончается ваша личная свобода и начинается ответственность за социум вообще. И понятно, что культурологические особенности у всех обществ очень разные. Итальянцев сложно заставить не выходить из дома. Вот результат».
Китай уже практически подавил вспышку. Еще один секрет этой страны, по мнению профессора, заключается в способности людей самоорганизовываться, соблюдая карантин и помогая тем, кто нуждается. В России он тоже наблюдает зачатки того же самого.
Михаил Щелканов: «Вот уже сейчас я понимаю, что
Роста заболеваемости исключать, конечно, нельзя. Но есть хорошая новость: ближе к лету подобные инфекции обычно ослабевают, как и все простудные. К тому же уже тестируются вакцины, плюс вирусы имеют свойство при передаче от человека к человеку видоизменяться, становясь менее смертельными, ведь при гибели хозяина погибают и они сами.
Словом, сейчас, по мнению профессора Щелканова, в целом надо вести себя как во время обычной эпидемии гриппа, но быть готовым к прекращению работы разных видов транспорта и учреждений, соблюдать карантинные и другие требования врачей. И главное — не паниковать. Для специалистов это не первая эпидемия, и хотя нынешняя по экономическим и социальным последствиям — выдающаяся, средства борьбы известны.
Статья
Самые опасные вирусы XXI века