Легендарный фирменный экспресс Санкт-Петербург Москва отмечает 80-летие .
Этой ночью отметит юбилей легендарный экспресс — «Красная стрела». Ровно 80 лет назад в путь отправился первый поезд фирменного красного цвета. В советское время попасть в этот состав обычному пассажиру было крайне сложно.
Тогда он в основном обслуживал политическую элиту и иностранных туристов. И хотя сейчас он уже не такой скорый, но
О том, что изменилось за восемь десятилетий, — в сюжете корреспондента Андрея Курицына специально для НТВ.
Это последний деревянный вагон из первого состава «Красной стрелы». В будущем году его обещают восстановить по фотографиям. На редком для того времени цветном снимке видно, что первые «Красные стрелы» состояли из синих вагонов. Как того требовали европейские стандарты.
И только в
Павел Дунаев, и. о. заместителя директора музея Октябрьской железной дороги: «Когда создавался первый экспресс „Красная стрела“, отступили от общепринятых норм. На вагоне были созданы накладные буквы. Это были надписи „экспресс“ и „красная стрела“. В частности, на английском языке».
В новом поезде предполагалось перевозить иностранных гостей. И иностранные буквы на деревянной обшивке должны были подчеркнуть его избранность. В первых «стрелах»
В этом зале музея Октябрьской железной дороги нет ни одного экспоната или снимка, посвященного «Красной стреле». Уж больно не
А вот «фирменное» время отправления — 23:55 — это чисто советское изобретение. Придумал его один из сталинских наркомов. Таким образом находчивые чиновники прибавили себе лишний командировочный день. Позже история повторилась. Дублер «стрелы», тоже экспресс, отправлялся в рейс за минуту до полуночи.
Пассажиры особой важности и всего одна проводница на два вагона. Но за годы работы на «стреле» Любовь Пятакова не припомнит ни одного конфликта, одни благодарности.
Любовь Пятакова, проводница «Красной стрелы» (1982 — 1991 гг.): «Когда приходили туристы, они удивленно на все смотрели. А выходили и кланялись в ножки: „Ой, спасибо, спасибо. Очень нравилось“. А наши ездили, в основном, депутаты или
Безупречный послужной список и безукоризненно белые перчатки. «Стрела» держала марку главного поезда страны. Посторонних уборщиков в эти вагоны не пускают, вся работа ложится на проводников.
Ирина Гончарова, проводница «Красной стрелы»: «Чтобы ни одной морщинки не было, нужно смотреть на качество белья. Мало ли что недостирано, недоглажено. Это обязательно проверяется».
Подготовка «стрелы» к рейсу идет одновременно и внутри, и снаружи. В депо у состава собственная эстакада красного цвета. После двойного душа — проверка ходовой части. Колеса и тормоза до сих пор тестируют вручную, как 80 лет назад.
Последний штрих — меняют красные ковровые дорожки по случаю юбилея. А бригаду легендарной «стрелы» переодевают. Уже в этом году начальник поезда сдаст в музей китель, фуражку с красным околышем и прочие атрибуты командира железнодорожной гвардии. Вслед за ним и подчиненных переоденут в серое. Это корпоративные цвета «Российской железной дороги».
Александр Дымнич, начальник поезда «Красная стела»: «Уйдут многие шевроны. Сшиты специально для „Красной стрелы“. На другой поезд эту форму не наденешь. Уйдет золото с пуговиц. Будет серебро, светлые пуговицы. И зимняя красная форма , и каракулевые воротники. Всего этого не будет».
За эти 80 лет многое поменялось. И только время осталось неизменным. Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский в Москве. За пять минут до полуночи.