История о том, как наша страна столкнулась с проблемой пострашнее коронавируса, началась в декабре 1959 года. В аэропорту Внуково приземлился самолет, прилетевший из солнечной Индии. Вместе с другими пассажирами спустился по трапу, прошел пограничный и таможенный контроль известный в те годы художник Алексей Кокорекин. Он слегка покашливал, но кого мог удивить кашель в холодной декабрьской Москве? Так начиналась засекреченная и надолго упрятанная в архивах история о том, как столица СССР внезапно оказалась под угрозой массового вымирания в результате эпидемии страшной болезни черной оспы.
Эпидемия началась с одного человека, прилетевшего из Индии. А дальше — опасность, увеличивающаяся практически в геометрической прогрессии. Первыми в зоне риска оказались все пассажиры самолета, на котором прилетел Кокорекин. После — все, с кем художник встречался по прилете: жена, дочь, друзья, пациенты и врачи Боткинской. И все, с кем они контактировали. Получается, смертельной опасности был подвержен уже весь на тот момент
К делу подключается КГБ. Спецслужбы искали всех контактировавших с Кокорекиным. И масштабы ужаснули. Тут и всплыли не красившие Кокорекина подробности его личной жизни. Узнали про любовницу и сданные ею в комиссионку подарки из Индии. Даже на них мог быть вирус. Получается, все продавцы и покупатели, их родственники и друзья — все, с кем они общались, и далее — потенциальные носители. Допросы медсестер указывали: к больному Кокорекину в палату вопреки правилам приходили друзья. И один из них — художник Сурьянинов, несший гроб Кокорекина, почувствовал, что заболел. Те же симптомы — у его жены Нины. Оспа.
Всю Москву немедленно закрыли на карантин. Встали самолеты, поезда, междугородные автобусы. Город находился в шаге от эпидемии средневековых масштабов! Заболевших оспой — десятки. На карантине — 11 тысяч человек.
Власти приняли экстренное решение: вакцинировать каждого жителя города. Но большой запас прививок был лишь на Дальнем востоке. А там бушевала непогода, самолеты не могли взлететь. Москва мобилизовала все силы, город держали закрытым от всего мира. И в столицу прибыла первая партия вакцин.
Николай Малышев,
К концу января были привиты все москвичи и 4 млн жителей Подмосковья. Во всей мировой истории это самая большая акция вакцинирования по масштабам, срокам и секретности. От оспы в Москве в
И такая статистика невольно заставила задуматься о преимуществах советского образа жизни — по крайней мере, в период эпидемий и пандемий. Еще одной особенностью этого образа жизни стало отсутствие паники: малейшие слухи пресекал КГБ, а вся история, как столица жила под дамокловым мечом апокалипсиса, была надежно спрятана в архивах под грифом «секретно». И чтобы не давать поводов об этом вспоминать, даже главных героев — врачей и ученых — не наградили.
Статья
Самые опасные вирусы XXI века