На первых слушаниях в Гаагском трибунале Ратко Младич отказался дать формальный ответ на вопрос о своей виновности или невиновности.
На первых слушаниях в Гаагском трибунале Ратко Младич отказался дать формальный ответ на вопрос о своей виновности или невиновности. Однако бывший командующий силами боснийских сербов заявил судьям, что он защищал свой народ и свою страну, а и не убивал людей только за то, что они были другой национальности. У Младича будет ровно месяц для изучения обвинительных документов — следующее заседание суда назначено на 4 июля.
Репортаж корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга.
Первое появление Младича в Гааге не в камере, а перед камерами. Войдя в зал суда на первое слушание, одетый в гражданское генерал
Альфонсо Ори, судья Международного трибунала по бывшей Югославии: «Цель наших первых слушаний — проинформировать Вас о выдвинутых против Вас обвинениях и задать Вам вопрос, признаете ли Вы себя виновным. Кроме этого, мы хотим убедиться, что Ваше право на защиту соблюдено. Напоминаю, Вы имеете полное право хранить молчание».
Подсудимый согласился пока лишь с тем, что он действительно генерал Ратко Младич. В составленном прокурорами трибунала списке обвинений — 11 пунктов. Самые тяжелые из инкриминируемых Младичу статей — это геноцид мусульманского населения в городе Сребреница в 1995 году, террор против мирных жителей Сараева в ходе трехлетней осады боснийской столицы и целый ряд этнических чисток в Боснии и Герцеговине.
Ратко Младич: «Я бы хотел, чтобы эти гнусные обвинения были предоставлены мне в письменном виде, чтобы хорошо их изучить и подумать с моими адвокатами. Мне нужен месяц, а то и больше. Тто, что вы сейчас зачитали, это чудовищно. Я никогда такого не слышал».
Зато это не только слышали, но и видели родственники жертв той войны. Перед зданием трибунала активисты организации «Матери Сребреницы» провели пикет с лозунгами вроде «Младич — кровавый убийца». Подтвердить свои слова они готовы и на суде.
Мунира Субасич, председатель ассоциации «Матери Сребреницы»: «Я надеюсь, Младич проживет еще долго и все это время проведет в тюрьме в наказание за то, что совершил».
Речь о здоровье Младича зашла вновь неслучайно. Накануне подтвердились утверждения его адвокатов о том, что он, возможно, не сможет участвовать в процессе. Обвиняемый был госпитализирован в тюремную больницу с парализованной правой рукой. Причина обострившегося состояния, как говорит защита Младича, — три перенесенных им прежде инсульта, два инфаркта миокарда, а также то, что на протяжении многих лет, проведенных в бегах, Младич не получал медицинской помощи.
Нерма Елачич, официальный представитель Международного трибунала по бывшей Югославии: «Мы можем предоставить обвиняемым всю необходимую медицинскую помощь, это в наших же интересах. В первые же дни после прибытия в Гаагу они проходят медицинский осмотр, для этого у нас есть несколько медицинских пунктов».
Процесс длиной в несколько лет едва начался, но в том, что обвиняемый Ратко Младич если и выйдет из ворот этого трибунала, то только осужденным, здесь никто не сомневается. Потому и для Младича, и для судей важнее не исход дела, а то, в сколь выигрышном свете они в нем перед миром предстанут. Трибунал ООН подтвердит свою легитимность и важность, а Ратко Младич — то, что так и остался для тысяч рассерженных сербов героем и мучеником.