В Царском селе открылась выставка, посвященная игрушкам детей Николая II.
Как воспитать пятерых детей и чтобы они при этом очаровывали окружающих своей простотой, естественностью, искренностью и безотчетной добротой? Ответ на этот вопрос можно найти в Александровском дворце в Царском Селе. Здесь открылась выставка под названием «В гостях на детской половине».
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков внимательно рассмотрел игрушки наследников последнего российского императора.
Игральная комната была большой, метров 60. В ней умещались железная дорога, вигвам, каноэ, игрушечный сенбернар, барабаны, и это, конечно, не полный список.
Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе: «Игрушки дарили и ближние, и дальние родственники. Бабушка Мария Фёдоровна дарит Алексею на именины ослика, а на день рождения — детский автомобиль».
Вот цесаревич на фото рядом с любимым осликом Ванькой. Ослик подарен императрицей Марией Фёдоровной, сбруя — королем Витторио Эммануэле. Массивная, блестящая — она сегодня здесь, в Александровском дворце, среди
Эмиль Капелюш, художник: «Задача была такая, чтобы создалось ощущение как будто мальчик или девочка только что вышли в коридор, слышен их голос. Но это, скорее, задача на уровне ощущения».
История игрушек вряд ли может быть еще драматичней. Когда их хозяев увозят, игрушки остаются. В 31 году их начинают раздавать разным организациям, и, к счастью, большую часть забирает музей в Загорске. То, что сохранились парадные мундиры цесаревича и великих княжон, тоже почти чудо.
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Так случилось, что во время эвакуации коллекции Александровского дворца в 1941 году, не хватало оберточного материала. И вещи, уходившие в эвакуацию, надо было укладывать. И заворачивать начали в мундиры».
На акварелях 1931 года интерьеры комнат на детской половине. Спальни великих княжон, совсем не похожие на дворцовые палаты, вигвам в центре игральной комнаты, игрушечная будка караульного и еще масса бесценных для музейщиков подробностей.
То огромное количество игр, которое находилось в Александровском дворце, вовсе не означает, что дети главным образом играли. Скорее, наоборот: основное время уделяли учебе и разным другим делам.
Чудом сохранилось расписание
Александра Фёдоровна не любила, чтобы ее дети бездельничали. По крайней мере, это касалось дочерей. Цесаревичу разрешалось больше, и он, наверное, — главный герой этой выставки. Оставивший свои игрушки и сам оставшийся только на фотографиях: в мундире, в заломленной фуражке, жмурящийся, будто на ярком солнце в саду Александровского дворца.