Прибывший из Финляндии на День города пароход посетил его русский капитан Андрей Араратов, отслуживший на нем не один десяток лет.
В программе Дня города в выходные — глобальное карнавальное шествие по Невскому проспекту, фейерверк в светлом петербургском небе и впервые в современной истории парад пароходов.
На минувшей неделе 12 кораблей вошли в акваторию Финского залива. Один из них — финский «Турсо» — особенный. Его построили в Суоми, а достался он городу на Неве после войны. В 2004 году, отслужив шесть десятилетий на российском флоте под именем «Тайфун», он вернулся в Финляндию и был продан. На родине его боготворят. Это единственный пароход, который ходит на угле, а не на дровах.
Об этом корреспонденту НТВ Алексею Чеботарёву рассказал Андрей Араратов. Он был последним капитаном корабля, который уводил пароход за границу.
Он вышел на пристань и быстрым шагом прошел к пароходу, которым командовал 22 года и уже не видел семь лет. Только у самого трапа остановился и неожиданно поклонился финскому экипажу.
На борту были объятия без слов. Андрей Араратов сначала стеснялся признаться, что пережил операцию и может говорить только с помощью специального прибора. Но когда финны повели его по знакомым каютам, рубкам и палубам, он уже не смог удержаться от воспоминаний.
Андрей Араратов, капитан парохода «Тайфун» («Турсо») в 1982 — 2004 гг.: «Радиорубка здесь раньше была, и радист тут же жил».
Самое желанное и, наверное, нелегкое для капитана — вновь очутиться на мостике уже бывшего своего корабля. Он робко тронул ручки машинного телеграфа, но потом все же решился и перевел их, вспомнив былое.
На его памяти вообще много событий из жизни этого парохода. Именно капитан Араратов в далеком
Андрей Араратов, капитан парохода «Тайфун» («Турсо») в 1982 — 2004 гг.: «Кто будет платить за эту дружбу? Я говорю: „Мы за эту дружбу заплатили в 39 году, и финны, и мы“».
Глядя на Неву, где служил ледокол «Тайфун», Андрей Араратов вспомнил его последнее плавание. В
Андрей Араратов, капитан парохода «Тайфун» («Турсо») в 1982 — 2004 гг.: «Нас встречал вес город. И Лаппеенранта встречала, потом — Савонлинна».
Под конец встречи прямо на камбузе экипаж «Турсо» собрался, чтобы услышать тост Араратова. Пожелание на чужом для финнов и русских английском языке поняли все: «Семь футов под килем».
Сойдя на берег, Андрей Араратов еще несколько раз прошел вдоль судна, радуясь тому, как финны избавили его от увечий российских
Потом он еще долго смотрел на пароход. Что было в этих глазах, осталось тайной за темными стеклами очков. Последний капитан «Тайфуна» уходил с пристани, заметно покачиваясь, назвав в книге отзывов свой корабль финским именем «Турсо».