На Украине вспоминают события 6-летней давности. Тогда в центре Киева начались вооруженные столкновения митингующих и силовиков. Противостояние переросло в массовые беспорядки, которые привели к человеческим жертвам. Одним из последствий тех событий стал вооруженный конфликт в Донбассе. Разрешить его не удается до сих пор. Острым остается и вопрос с обменом пленными. Тем, кто покинул украинские тюрьмы не всегда удается вернуться к полноценной жизни.
Комната в общежитии, небольшая пенсия и почти безнадежная мечта вернуться домой. Елена Петрук из Харькова сейчас живет в Донецке. На Украине ей грозит уголовное преследование по политическим мотивам. Пять лет женщина не видела родных и близких.
Елена Петрук: «Если я решу вернуться в Харьков, меня посадят. Я первый блокпост не проеду, меня на первом блокпосту возьмут».
В 2014 году после госпереворота в Киеве волнения охватили сразу несколько украинских городов. На улицы Харькова вышли тысячи людей. Елена Петрук была в числе активистов, выступавших в защиту русскоязычного населения. Женщину в апреле 2015 года задержала СБУ.
Елена Петрук: «Бьют сразу в лицо, мешок на голову, наручники, на землю положили, минут 15 на земле лежала».
Ей сразу предложили дать ложные показания на одного из участников протеста.
Елена Петрук: «Я не захотела подписывать, меня там долго били. Восемь месяцев я просидела в подвале СБУ, где были пытки, у меня нога простреляна, пальцы переломаны».
За решеткой Елена провела почти 3 года. Все это время шли переговоры между Киевом и непризнанными республиками. В итоге людей, задержанных на Украине по политическим мотивам, передали властям ДНР в рамках обмена пленными.
В декабре 2017 года автобусы с пленными подъехали к территории непризнанной республики. В одном из них Елена Петрук. Она все ближе к свободе и все дальше от дома. Эйфорию первого крупного обмена у многих заменит горечь осознания: Украина
Дарья Морозова, уполномоченный по правам человека в Донецкой народной республике: «Люди не имеют права выехать за территорию ДНР, поскольку они находятся в розыске, они не могут поехать в страны Евросоюза, потому что некоторые из них находятся в Интерполе. Согласно минским соглашениям, люди должны быть полностью процессуально очищенные, то есть это должны быть свободные люди».
Сотни листов обвинительного акта. В нем ни слова о том, как в 2014 году Елена и ее товарищи вывозили людей в Харьков из зоны боев и собирали гуманитарную помощь для Донбасса.
Елена Петрук: «Вывозили беременных, вывозили мам с детьми, бабушек, дедушек, инвалидов. Они меня тут просто делают террористкой, что у меня в Харькове семь взрывов, семь терактов, я злостная террористка».
Добиться закрытия сфабрикованных уголовных дел, едва ли не сложнее, чем договориться об обмене пленными.