Американцы обещают поддержать Эрдогана в его битве за безопасность. И это похоже на попытку вбить клин в отношения России с Турцией. Сейчас эти отношения проходят очередную очень жесткую проверку. И снова из-за Сирии.
Снова президенты созваниваются, пытаются договориться. Делегация РФ летит в Анкару, пока все безрезультатно. При этом Асад молчит. И кажется, что все происходит именно
Что происходит на самом деле? Да, сирийская армия вдруг пошла в наступление, заняла два шоссе, по которым проходила граница идлибской зоны. Объяснение простое: «Хотим разблокировать торговые пути между городами, это наша земля». Но Турция восприняла это как нападение, потому что два ее КПП, прописанных в соглашениях, окружены сирийцами. В двух столкновениях 14 турецких солдат погибли, В ответ Эрдоган нанес в общей сложности почти 200 ударов, и отчитался о нейтрализации почти 200 сирийских военных. Убиты они или взяты в плен, непонятно. Понятно одно: это большой кризис. Россию пытаются втянуть в большую ссору, и это очень опасно.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Если проливается кровь наших солдат, то не имеет значения, кто стоит за этим, или насколько сильными они себя считают: никто не будет в безопасности».
Эдвард Люттвак, политический консультант Госдепа и Минобороны США: «Или Эрдоган блефует, или он просто безумен. Потому что его позиции внутри страны становятся слабее с каждым днем. Если турецкие солдаты будут гибнуть в Сирии, для него, как для политика, все кончено. Эрдоган не может этого не понимать».
При этом Эрдоган прекрасно понимает, что Асад не хочет терпеть его войска на своей территории: ему нужно освободить Сирию до конца. Иначе безопасности не будет, потому что именно в Идлибе находятся все, кто отказался сдаваться и ушел с оружием в руках на территорию, которую сейчас контролируют не столько турки, сколько «Тахрир
Роберт Рабил, доктор, профессор политологии Флоридского атлантического университета: «У Асада цель — забрать обратно свои земли, у Эрдогана — оставить себе Идлиб, не просто как буферную зону, а как часть новой Османской империи, которую он строит. Он ведь заключил еще и договор с Ливией о том, что ему отдадут огромный кусок Средиземноморской акватории. Это все — его имперские планы».
Асад уже высказывает недовольство, что РФ стала гарантом запрета на его вторжение в Идлиб. Эрдоган же недоволен тем, что Россия стала гарантом запрета его максимального давления на сирийских курдов. Получается, что Россия сейчас, пытаясь предотвратить большую бойню, оказались в ситуации игрока, который удерживает своих геополитических партнеров очень жестко, на максимальном расстоянии.
Хусейн Алптекин, политолог: «Главное, чтобы все игроки понимали: речь идет об очень большой войне, которая может начаться завтра. Если Турция объявит войну Сирии, никто не останется в стороне».
Смогут ли в этой ситуации мировые игроки договориться
Жуст Хильтерман, глава программы по Ближнему Востоку международной организации Crisis Group: «Сейчас все поставлено на паузу, и каждый из игроков знает, что дипломатический путь выхода есть. И кроме России некому развести всех по углам. Теперь вы должны найти решение невероятной сложности: как всем вашим союзникам позволить сохранить лица. И