Церемонии вручения «Оскара», за которой следят и кинодеятели, и зрители, предшествует длинный и закрытый процесс выбора тех самых лучших фильмов и актеров. Как устроена американская киноакадемия, кто в ней имеет право голоса, кто может попасть в ряды академиков и сколько среди них наших соотечественников?
Писатель, кинодраматург и кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков еще помнит те времена, когда из Америки в Москву ему на просмотр присылали диски с
Рустам Ибрагимбеков, академик Академии кинематографических искусств и наук США: «На первом этапе я принимаю участие в отборе лучшего сценария, лучшего фильма, лучшего режиссера, а на втором этапе — уже всех фильмов, в том числе фильма на иностранном языке».
Ибрагимбеков получил приглашение в академию в начале нулевых.
Рустам Ибрагимбеков: «Приглашение произошло после того, как три фильма, к которым я имею отношение, были номинированы на „Оскар“, а один из них получил».
Ибрагимбеков работал над ними в качестве сценариста.
Рустам Ибрагимбеков: «Задача моя — не поддержать то, что, скорее всего, выберут, а выбрать лучшее. Я
Что нравится академикам? Многое зависит от номинации. Рецепт идеального оскаровского мультфильма знает академик и номинант Константин Бронзит.
Константин Бронзит, режиссер анимационного кино, академик Академии кинематографических искусств и наук США:
Константин Бронзит: «В своей короткометражной категории, как правило, я процентов на 90 знаю, кто победит. Ну, просто профессиональное чутье мне подсказывает, как это все работает изнутри, пристрастия академии, там я попадаю».
«Оскар» считается самой престижной кинопремией, но ее величие Бронзит не склонен переоценивать. Он объясняет, что многие хорошие фильмы никогда не получат заветную статуэтку, а у американского или английского кино шансов больше уже по рождению. Просто математически таков состав академии, с этим нужно считаться. Например, для российской анимации он в ближайшее десятилетие победы не ждет.
Константин Бронзит: «До номинации мы еще
В этом, объясняет режиссер, не нужно искать страшный заговор, так устроена американская академия, как раз поэтому российским кинематографистам проще пробиться в академики, чем получить сам «Оскар».