Гибель лидера эсминцев одна из самых больших загадок в истории современной войны на море. «Москва» пошла ко дну в свой первый бой у порта Констанца.
В Черном море у берегов Румынии нашли…«Москву». Гибель этого лидера эсминцев — одна из самых больших загадок в истории современной войны на море. «Москва» пошла ко дну в свой первый бой у порта Констанца в самом начале Великой Отечественной. С тех самых пор специалисты бились над вопросом, как именно это случилось.
Не исключали даже, что эсминец по роковой ошибке потопила своя же советская подлодка. В Будапеште интернациональная команда поисковиков объявила об успехе подводной операции, а историки смогли скорректировать версии. В морские глубины и тайны вгляделся корреспондент НТВ Александр Калинин.
Это не сцены из
Тридцать лет украинские, румынские и российские дайверы прочесывали морские глубины сонарами и опускались на дно в поисках «Москвы». Но темная история, связанная с гибелью корабля, казалось, окутала тайной и место его погребения. Его нашли в 20 километрах от румынского побережья, совсем не там, куда указывали координаты из официальных источников.
Мирчеа Попу, руководитель подводного поискового сообщества Respiro: «Было очень сложно установить точное место расположения корабля. Мы исследовали десятки квадратных километров морского дна шаг за шагом. Мы нашли эсминец в начале мая при помощи сонаров. Экспедиция длилась целый месяц».
Он пролежал в забвении почти 70 лет, погибнув в своем первом бою. О той потере, правда, долго умалчивали. В ночь с 25 на 26 июня советские корабли атаковали румынский порт Констанца. Союзники фашисткой Германии лишились нефтяных запасов и эшелонов с оружием и боеприпасами, предназначенных для атаки на Украину.
Пока Союз праздновал первую победу на Черном море, «Москва» шла к дну. Моряки с других кораблей видели, как после чудовищного взрыва лидер эсминцев разломился надвое, а в небо взметнулся
Что вызвало тот взрыв, до сих пор остается тайной. По одной из основных версий, корабль подорвался на мине. Впрочем, найденные обломки «Москвы» теперь могут переписать привычную историю.
Иоанн Дамашин, военный историк: «Если бы это была мина, то корабль этого типа не мог бы затонуть и уж тем более развалиться на две части, как это произошло с „Москвой“. А случиться это могло только по двум причинам: либо румынский снаряд попал в пороховые погреба, что привело к детонации боекомплекта, либо это была торпеда».
Среди прочих версий — попадание крупнокалиберного снаряда береговой батареи или кораблей противника. Но именно торпеда, пущенная с подводной лодки, теперь кажется наиболее вероятным сценарием, пусть и не самым приятным. Согласно историческим документам, единственной субмариной, находившейся тогда в районе боевых действий, была советская
Что стало с самой «Щукой» — тоже загадка. Ее до сих пор считают пропавшей без вести. Раскрыв одну, море продолжает надежно хранить свои тайны.