Этой ночью на подмосковном аэродроме Чкаловский приземлился спецборт, который доставил из Сирии 26 российских детей. В арабскую республику они попали вместе с родителями, которые вступили в запрещенную в России группировку «Исламское государство».
Еще 9 несовершеннолетних остались в Дамаске для оформления документов. Об этом рассказала уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. В четверг она побывала в сирийском лагере беженцев, который находится на территории, не подконтрольной официальному Дамаску.
Чтобы вывезти детей из Сирии, российские омбудсмены проделали колоссальную работу. Вели длительные переговоры с курдским ополчением, под чьим контролем находится лагерь беженцев, собирали информацию о родственниках и даже проводили генетические экспертизы.
Анна Кузнецова, уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ: «Мы берем ДНК у детей с целью установить родство с гражданами Российской Федерации, и это всегда самый главный, самый тяжелый шаг. Это необходимый процесс для того, чтобы выдать свидетельство и дальнейшее оформление гражданства России. То есть мы вывозим отсюда граждан Российской Федерации».
Российские психологи быстро нашли с детьми общий язык. И это не образное выражение. Те, кто постарше, еще не забыли русский.
Вывезенный из Сирии мальчик: «Я попал с мамой сюда. Из России в Турцию прилетели, из Турции прилетели в Сирию. Из России, из Оренбурга. Мама у меня умерла. Погибла, когда пушка ударила. Я в детском доме жил. Ночью бывает холодно а днем тепло, жарко».
Всех детей осмотрели и российские врачи. Запущенных заболеваний нет. Но в Москве они все равно пройдут полное медицинское обследование.
Владимир Багаев, врач: «Мы ожидали худшего.
Детская память избирательна. Возможно, через несколько лет они уже и не вспомнят, что им довелось пережить за годы войны в Сирии. Но пока воспоминания свежи, задача психологов — отвлечь детей от тяжелых мыслей. Самое действенное — максимум внимания и подарков.
За время дозаправки самолета российских ВКС в Хмеймим военные успели накормить детей в солдатской столовой. Передали гостинцы и на борт. Для многих это вообще первый в жизни полет. И своих родственников в Москве они тоже увидят впервые. После Сирийских плюс 15 их ждет русская зима, но теплый прием.