В России набирает популярность довольно необычная тенденция брать себе и давать своим детям не отчество, а матчество. Активисты создали специальную петицию и надеются внести соответствующие изменения в Семейный кодекс.
Ириновной вместо Евгеньевны красноярская студентка Дарья стала еще три года назад, а с резко негативной реакцией столкнулась только сейчас, когда отказ от отчества стал заметной тенденцией. Даша выросла в полной семье, но отец, по ее словам, особого участия в воспитании не принимал, поэтому после совершеннолетия она отправилась в загс менять отчество и фамилию. Родители, конечно, не одобрили, но и мешать не стали.
Преподаватель ОБЖ из Екатеринбурга Сергей Мухлынин взял себе отчество
Сотрудники загса объясняют: взрослые люди могут называть себя как угодно, но понятие «матчество» в законе не существует. При рождении ребенка записывают только по имени отца. Если семья неполная, мать вправе выбрать отчество сама, но с небольшими оговорками: нельзя образовывать имена и отчества от числительных, бранных слов, титулов и аббревиатур.
По словам культуролога Натальи Копцевой, в мире много культур, где род определяется не по отцовской, а по материнской линии, и русскому укладу это тоже не чуждо.
Наталья Копцева, заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения Гуманитарного института СФУ: «Раньше это материнство отражалось в фамилиях, есть такие фамилии — Татьянин, Матрёнин. Раньше женщины присутствовали как главы рода в фамилиях, сейчас они перебираются в отчества».
Вероятно, даже без законодательной поддержки матронимы будут встречаться все чаще. По статистике, больше половины браков распадаются, а одинокие матери легко находят единомышленников в соцсетях. На сайте «Российская общественная инициатива» размещена петиция с просьбой внести изменения в Семейный кодекс страны, чтобы придать матчеству официальный статус. Для легитимности обращения автору необходимо собрать 100 тысяч голосов, однако пока до этого далеко: поддержали идею 548 человек, а 1071 выступили против.