Сегодня десятки бывших британских заключенных готовятся к выпускным экзаменам.
Сегодня десятки бывших британских заключенных готовятся к выпускным экзаменам. Оценка «отлично» для осужденных — это шанс вернуться к нормальной жизни.
Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко — о тех, кто бросил вызов собственному прошлому.
В южном Лондоне Джуниора раньше знали как Джея, лидера банды. Знали и боялись.
Джуниор Смарт: «Со мной никто не рисковал связываться. Такая репутация меня устраивала, я не хотел сам стать жертвой».
Теперь от Джея осталось только воспоминание и 12 лет тюрьмы. На свободу вышел Джуниор. Его встретили сотрудники благотворительного фонда. Сами — бывшие рецидивисты.
Джуниор Смарт: «Я был таким везунчиком. Потому что, как и тот парень, который постоянно возвращался в тюрьму пока я сидел, я бы вернулся в тот же район, стал общаться с теми же приятелями, и все бы было как прежде».
Вместо этого Джуниору предложили вернуться в общество, объяснили, как жить дальше, как получить пособие и устроиться на работу, но для начала посоветовали сесть за парту. На курсах в благотворительном фонде учат, как правильно заполнять анкету, писать резюме и просто общаться с людьми.
Преподаватель курсов: «Почему опасно становиться другом клиента вместо того, чтобы быть просто дружелюбным?»
Самое сложное — заполнить графу «Опыт работы». Навыки Юдиди Обукса, например, позволят ему ограбить банк или устроить налет на магазин.
Юдиди Обукс, бывший заключенный: «Переходный период очень сложный. В темной жизни с ее грабежами и налетами все происходит под воздействием наркотиков. А потом пытаться быть законопослушным гражданином — это большое дело. Это — как смена правительства».
Ведь надо убедить работодателя, что человек исправился и хочет жить, как все, что ему нужен еще один шанс.
Юдиди Обукс: «Мы вычеркнуты из жизни. Работодателям сложно взять нас
Да и бывшие заключенные быстро теряют веру в мир и себя, поэтому в фонде с ними работают те, кто с этим уже столкнулся сам. А руководит им бизнесмен, бывший банкир.
Роб Оуэн, директор благотворительного фонда «Сент Джаилс» (St. Giles): «Мы можем снизить уровень преступности на 40%. Это большое достижение. Кроме того, есть еще и финансовая выгода. Каждый фунт, вложенный в наш фонд, экономит 10 фунтов денег налогоплательщиков».
Для Роба благотворительность — это еще и бизнес. Частные инвесторы вкладывают деньги в фонд. Это так называемые «социальные облигации». Если уровень преступности снижается, то есть бывшие заключенные находят работу, а не возвращаются в тюрьму, то правительство оплачивает не только затраты бизнесменов, но и выдает приличные дивиденды. Выгодно всем, потому что содержание одного человека в тюрьме обходится королевству в 50 тысяч фунтов в год.
Большинство выпускников программы не возвращаются в подворотню. Экзамен для них — это нахождение работы. Но главное, по словам бывших заключенных, — пройти весь этот пусть, то есть точку невозврата, с