Тысячи российских ученых обвинили в нечистоплотности. Комиссия Российской академии наук обнаружила в их работах плагиат. Под подозрением оказались авторы, которые печатали одну и ту же статью в разных изданиях под разными названиями, а также публиковали старый материал, выдавая его за новый.
Редакция научного журнала «Безопасность жизнедеятельности» — одна из тех, куда пришло письмо из комиссии РАН: обнаружена недобросовестная публикация. Точно такой же текст уже напечатан в другом издании.
Борис Антонов, директор издательства: «Выяснилось, что статьи были в одно и то же время сданы. Практически вышли в одно и то же время. И говорить о
Похожие письма ушли в сотни других журналов страны, поставив под подозрение более двух тысяч опубликованных научных работ. Почти 900 из них
Василий Власов, член Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований РАН: «Была тишь да гладь да божья благодать, а тут выяснилось, что руки грязные. Надо руки вымыть и спокойно дальше работать. А то, что сказали, что руки грязные — ну, что же, неприятно. Я иногда обнаруживаю, что у меня брюки не застегнуты. Но если мне
Главные претензии комиссии к авторам: списанные статьи, множественные публикации — это когда статья печатается под разными названиями в разных журналах. Текст один, а в отчете можно написать, что публикаций вышло две, а то и больше. И самоплагиат — это когда старый материал печатают, выдавая за новый.
Это не слишком большой секрет — иногда статьи пишут не для того, чтобы их читали. Ученые, например, отчитываются публикациями за полученный грант. Их количество имеет значение для защиты диссертации. Количество — то есть посчитают обязательно, а на качество, возможно, закроют глаза. Многие и раньше представляли сколько «мусора» публикуется в некоторых научных журналах. И сенсационен, конечно, не сам доклад комиссии РАН, а именно отзыв сотен статей — небывалое явление в истории российской науки.
Похоже, именно это применение прежде не популярной практики и вызвало вполне ощутимое напряжение в научной среде. Академик Сергей Колесников, поддерживая деятельность комиссии в целом, не разделяет ее методы. Он опасается, что радикальный подход может только повредить делу.
Сергей Колесников, академик РАН: «Нельзя заранее мазать грязью людей. Надо цивилизованно разобраться с журналом и с автором и определить, виноват или не виноват. И после этого идет процесс отзыва статьи из журнала. Тут это все выплескивается — сенсация! Давайте накажем, тут плохие люди, а эти хорошие. Это не академический стиль, на мой взгляд».
Такой масштабной проверки научных статей не проводилось никогда прежде. Да и отношение к подобным заимствованиям в Академии было мягче: вроде как это ненормально, но понятно. Теперь позиция изменилась.
Алексей Хохлов,
Неочевидным пока остается история с отчетами и диссертациями, которые защищались на основе статей, более не существующих. И здесь вряд ли возможно