Попытка увековечить память солдат, погибших в Польше, оборачивается затяжным скандалом.
Попытка увековечить память солдат, погибших в Польше, оборачивается затяжным скандалом. Речь идет о красноармейцах, участвовавших в
В память о некоторых из них, чьи останки нашли неподалеку от польской столицы, год назад был установлен памятник. Однако открыть его так и не удалось. Местные жители заявили, что монумент оскорбляет национальные чувства. А наиболее
Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев выехал на место событий.
Братскую могилу с православным крестом найти не просто. Она в чистом поле, под Варшавой, в стороне от дороги. Но
А ведь все начиналось как благородный акт гражданской мудрости. Польский совет по охране памяти выступил с идеей монумента воинам, пусть и не своим.
Анджей Кунерт, генеральный секретарь Совета охраны памяти о борьбе и мученичестве: «Для нас святой обязанностью является обеспечение достойного места погребения останков солдат. Нам казалось, что это будет очень красивый жест, связанный с польской многовековой традицией. Мы в состоянии чтить могилу солдата вражеской армии».
Три года назад на холме неподалеку были найдены останки 22 солдат Красной армии. Историки подтвердили, что это бойцы армии Тухачевского, погибшие здесь в боях 1920 года.
В той
Идею достойно похоронить найденные тела
Это активисты крайне правой польской партии «Право и справедливость», сторонники Ярослава Качиньского. Памятник, кажется, пал жертвой внутриполитической борьбы. На него вылилась ненависть правых к президенту Коморовскому.
Антони Мацярэвич, представитель партии «Право и справедливость»: «Очень интересно, почему первым решением Коморовского на посту президента стало установка памятника большевикам?»
Показательно, что среди сторонников памятника оказались и польские ветераны. Воевать с костями погибших почти 90 лет назад в весьма неоднозначной войне — не очень мудрая мысль, считают они.
Местный житель: «Это просто скромное кладбище с символическим крестом. Почитаем память погибших солдат, хотя они с нами сражались».
Избирательность памяти некоторых польских политиков получила неожиданное подтверждение в сотне километров от памятника красноармейцам, и это уже эхо Второй мировой.
Дорофей Фёник, краевед: «16 человек были убиты. Часть из них сожжены заживо в своих домах. Это преступление ничем не отличается от немецких зверств. Такой же геноцид».
Дорофей Фёник показывает могилы своих родных и фундаменты домов, в которых они
Пётр Млодзяновски: «Загнали всех в хату и подпалили. Я в последний момент сиганул в окно».
Выжившие жители деревни при власти Качиньских пять лет не могли добиться установки памятника жертвам той резни. Зато на главном кладбище Варшавы, в пантеоне польских героев есть и имя того самого организатора геноцида — Ромуальда Райса Бурого.
Пётр Млодзяновски: «Погибшим не давали памятник поставить, а Бурому поставили. Такая власть была».
Требование убрать имя Бурова из списка героев правые националисты игнорируют. Их усилия брошены на борьбу с памятником красноармейцам.
Официальное открытие монумента было сорвано. Узнав об осквернении могилы, российский посол развернул машину и вернулся в Варшаву. Оскорбительные надписи остаются на месте.
Война с памятником продолжается несмотря на то, что теперь у власти в Польше — умеренные политики. Возможно, придется ждать не смены власти, а смены поколений.