Всемирно известный концертный зал Карнеги-холл (Carnegie Hall) в Нью-Йорке отпраздновал свое 120-летие. Его открывали выступлением оркестра под управлением Чайковского, потом на той же самой сцене мог выступить любой желающий, кому по карману была аренда зала. Таких находилось немало.
Но об этом сейчас вряд ли кто-то вспоминает. Зато многим известна шутка: «Как попасть в Карнеги-холл?» — спрашивает прохожий у полицейского на Манхэттене. «О, для этого Вам придется очень и очень много упражняться». Попасть в Карнеги-холл теперь по-прежнему может артист практически любого жанра, если он достиг вершин мастерства.
Об истории концертного зала, знаменитого и многогранного, как сам Нью-Йорк, — корреспондент Юлия Васильченко. Репортаж НТВ.
120 лет назад по Шестой авеню, где сейчас находится Карнеги-холл, разъезжали повозки и телеги. Вокруг стояли деревянные домики, и организаторы в день открытия концертного зала даже боялись, что в это захолустье никто не приедет. Однако опасения оказались напрасны, и событие прошло с ошеломительным успехом.
Больше чем столетие спустя, как отголоски из прошлого: на юбилей Карнеги-холл явно не выглядит празднично. Здание — в строительных лесах, фасада почти не видно. Но на концерт — полный аншлаг, все билеты проданы.
Слушательница: «Акустика, оркестр в этом зале просто невероятные».
Ирина Левкова, слушательница: «Сколько лет я хожу в Карнеги-холл? Ну, пожалуй, столько, сколько живу в Нью-Йорке. Более 20 лет. Когда ты идешь на такие концерты с исполнителями не просто мирового уровня, а, я бы сказала, людьми, которые войдут в историю, то ты никогда не знаешь, чего ожидать».
В юбилейный вечер на сцене звучит музыка Бетховена, Дворжака и Гершвина под управлением Нью-Йоркской филармонии.
Первый концерт открывал Пётр Ильич Чайковский. С него же начнется и новый сезон в октябре этого года. Все симфонии композитора исполнит оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Интересно, что это сейчас Карнеги-холл — одна из самых престижных мировых сцен, а поначалу практически кто угодно мог здесь выступить. Руководители концертного зала не были избирательны.
Клайв Гиллинсон, исполнительный директор, художественный руководитель Карнеги-холла: «Залы сдавались в аренду. Кто хотел блеснуть на этой сцене, мог заплатить за помещение и выступить с концертом. Первые 50 лет Карнеги славился плохим пением. И только после 1960-го (после того как Айзек Стерн, руководитель концертного зала в то время, невероятными усилиями спас здание от сноса) Карнеги-холл стал превращаться в площадку мирового значения. И мы уже сами стали выбирать, кого хотим видеть на сцене».
Впрочем, избирательный подход появился к таланту и к профессионализму. Но музыкальной сегрегации здесь не было никогда. Карнеги-холл всегда принимал любую музыку: и классику, и джаз, и поп. Здесь пели Мария Каллас и Энрике Карузо, Боб Дилан и «Битлз».
Клайв Гиллинсон: «Это то, что делает Карнеги-холл уникальным. В этом секрет его успеха. Он многообразен, как и вся американская музыка».
Карнеги-холл — не только концертный зал, а еще и образовательный центр для молодых талантов. Правда, мест для занятий у них нет. Пока используют помещения в других зданиях. Но к 2014-му здесь обещают построить новый комплекс с залами для репетиций.