В Китайской гостиной Александра I восстанавливается уникальная роспись по шелку.
В Екатерининском дворце московская художница Маргарита Чернышёва восстанавливает роспись утраченной отделки Китайской гостиной. После пожара 1820 года первоначальный декор был воссоздан, согласно распоряжению императора Александра I.
Но во время Великой Отечественной войны удалость спасти только часть интерьера. И вот теперь старинный рисунок восстанавливали по фрагментам обивки мебели из Китайской гостиной. Сейчас наносятся последние штрихи.
Корреспондент НТВ Дмитрий Павлов оценил точность руки художника.
Для посетителей Екатерининского дворца сотрудники музея, сами того не подозревая, подготовили самый настоящий сюрприз — понаблюдать, как восстанавливается Китайская гостиная Александра I. Такого пункта в экскурсионной программке не значится. Но двери зала распахнуты, а реставраторы не прочь, чтобы у них стояли над душой.
Под объективами фотокамер Маргарита Чернышёва выполняет ювелирную работу. Она рисует вживую без предварительного наброска. Художница не имеет права даже на малейшую помарку.
Маргарита Чернышёва, художник по шелку: «На шелке нельзя ошибиться. Т.е. исправить практически ничего невозможно. Но это, с другой стороны, и мобилизует художника. Рука должна быть очень четкая, точная».
За плечами у Маргариты Чернышёвой — два года кропотливой работы в московской мастерской. В столице наносились основные фрагменты полотна: деревья, цветы, птицы. Бабочка, подлетающая к бутону, — это один из эпизодов, который пришлось наносить на месте.
Однако рисунок художники не сами придумали, а позаимствовали из архивных документов. Утраченный орнамент реставраторы воссоздавали по довоенной
Екатерина Поцелуева, хранитель музейной коллекции «Женский костюм. Ткани» Государственного
Возможность потрогать старинный китайский шелк помогла понять, какой материал необходим для полного воссоздания утраченного полотна. Однако достать материю образца XIX века в наше время оказалось сложно и дорого.
Но помогли благотворители. Анатолий Лопакин редкий материал в Поднебесной искал лично. Он признается, что без бренда Царское Село его вояж вряд ли бы закончился успехом.
Анатолий Лопакин, заместитель директора по технической части реставрационной фирмы: «Возникли некоторые сложности при заказе, так как для современных китайцев это небольшие объемы. Но для одного из ведущих, известнейших музеев мира сделали исключение. Конечно, это имя свою роль сыграло».
Реставрация еще продолжается, но работы достигли завершающей стадии. Официальное открытие зала намечено на 8 июня. Но уже сегодня Китайскую гостиную Александра I экскурсоводы не обходят вниманием.