Черногория, которая очень хочет попасть в ЕС, решила избавиться от наследия Белграда и отделить свою церковь от сербской. Неужели для того, чтобы быть в единой Европе, необходимы именно такие перемены?
Само название принятого недавно в Черногории закона «О свободе вероисповедания» многие православные этой страны воспринимают как насмешку. Ведь именно свободы выбора их, похоже, и хотят лишить. Выбор этот был давно сделан — не менее 70% жителей считают себя приверженцами Черногорской митрополии в составе Сербской православной церкви.
Нынешний конфликт — продолжение большой исторической драмы, связанной с крушением социалистической Югославии. Черногория окончательно отделилась от Сербии лишь в 2006 году. Но Сербская православная церковь у них пока общая.
Если закон будет реализован, все церковное имущество, включая храмы и монастыри, должно отойти государству, чтобы в дальнейшем быть переданным национальной, но пока никем не признанной Черногорской православной церкви. Если власти действительно попытаются отобрать у Сербской православной церкви
Черногория — очень религиозная страна. Лишь 1,5% жителей называют себя атеистами или агностиками. При этом нельзя сказать, что церковь здесь
Амфилохий, митрополит Черногорский и Приморский Сербской православной церкви: «Вы приняли самое плохое из коммунизма и западной буржуазии. Это брак самого плохого, того и другого. Они боятся, что через церковь Сербия как государство будет влиять и будет упразднять независимость Черногории, вся проблема в этом».
Владыка Михайло (в миру Мираш Дедеич) — предстоятель той самой Черногорской православной церкви, которую власти хотят видеть главной в стране. И тоже считает, что дело в политике, но трактует все иначе. Он говорит о том, что собственная национальная церковь, отдельная от традиционной, — это важный атрибут суверенитета.