Внимание мировой прессы сегодня приковано к Берлину, где готовятся обсуждать будущее Ливии. В ближайшее время начнутся переговоры, в которых примут участие не только лидеры враждующих сторон Правительства национального согласия и Ливийской национальной армии, но представители США, Египта, Евросоюза и ООН. Ключевыми посредниками стали Россия и Турция.
Во многом именно благодаря предложению Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана эта встреча стала возможна. Российский президент уже прибыл в столицу Германии и встретился со своим турецким коллегой.
Уже известны основные пункты итогового коммюнике, по которым удалось договориться в ходе долгих переговоров и консультаций. Это создание единого правительства, учреждение президентского совета в Ливии, формирование единых вооруженных сил и полиции. Здесь же и призыв к Совету безопасности ООН немедленно налагать санкции на всех нарушителей оружейного эмбарго и в отношении тех, кто не соблюдает договоренности о прекращении огня.
Новое положение появилось для подписания сегодня утром. Речь идет о том, чтобы отказаться от враждебных действий против нефтяных терминалов. Все терминалы на востоке и в центральной части Ливии, кроме одного, закрыты, а накануне прекращен и экспорт нефти.
Но главное на сегодняшний момент — это незамедлительное прекращение огня, что, по мнению участников конференции, должно привести к окончанию всех боевых действий. Как накануне заявил генеральный секретарь ООН, он надеется на то, что сегодняшняя конференция по Ливии продемонстрирует единство международного сообщества в подходах к урегулированию ливийского кризиса.
Сегодня в Берлине собираются именно те, от кого реально зависит решение проблем, — президенты Путин, Эрдоган и Макрон, канцлер Меркель,
Представители стран — участниц конференции по ливийскому урегулированию в Берлине, в том числе РФ и Турция, будут участвовать в механизме по мониторингу прекращения огня в Ливии. Еще перед началом конференции прибывший в Берлин Владимир Путин сразу встретился со своим турецким коллегой и заявил, что Россия и Турция научились находить приемлемые компромиссы, в том числе в вопросе ливийского урегулирования.
Владимир Путин, президент РФ: «Диалог всегда идет непросто,
Сегодня за столом переговоров вместе окажутся глава заседающего в Триполи Правительства национального согласия Ливии Файез Саррадж и противостоящий ему фельдмаршал Халифа Хафтар, командующий Ливийской национальной армией. Саррадж заявил немецкой прессе, что в Ливию необходимо ввести международные силы, чтобы остановить наступление на Триполи сил маршала Хафтара. По его словам, «такие силы должны действовать под эгидой ООН».
Сам же Халиф Хафтар посетит Москву на этой неделе, о чем фельдмаршал сообщил в специальном письме, адресованном Владимиру Путину. У него будет возможность подтвердить это сегодня лично.
В свое время западный мир, свергая Каддафи, думал совсем иначе. Саркози и Обама наивно полагали, что, насильственно избавившись от ненавистного диктатора, благодаря западным ценностям и военной помощи в Ливии воцарятся свобода и демократия. Спустя почти 10 лет Ливия фактически перестала функционировать как единое государство. Сейчас в стране царит двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в столице правит сформированное при поддержке ООН и Евросоюза Правительство национального согласия.
За эти годы было множество попыток примирения и призывов к миру, но именно берлинская встреча может оказаться наиболее продуктивной. Россия предупреждает, что ливийцам ни в коем случае не стоит навязывать готовые рецепты, поскольку все предыдущие попытки подобного подхода доказали его бесперспективность.