Как мы будем перемещаться в пространстве в будущем, спрашивали себя ученые во все времена. Если отбросить телепортацию и путешествия на другие планеты и узнать, как представляли себе футурологи рутинную поездку на работу или в магазин, то прогнозы сводились обычно к трем пунктам: транспорт будет беспилотным, с большим запасом хода без заправки и летающим.
В 1968 году профессор Массачусетского технологического университета Дональд Бреннан писал: «Я не удивлюсь, если в свой 92-й день рождения я смогу прокатиться на антигравитационной машине». Однако летающие автомобили так и не вошли в нашу жизнь, застряв на этапе единичных концептов. Ученому стоило обратить внимание на перспективную разработку его же вуза, представленную в том же 1968-м — экспериментальный электромобиль.
В 90-е футурологи Шварц и Лейден говорили, что водород будет производиться на заводах, похожих на нефтеперерабатывающие, и заправляться в машины, которые смогут проезжать тысячи миль без повторной заправки. Но сейчас серийные автомобили на топливных ячейках занимают меньше 1% рынка, а запас хода у таких машин не превышает 900 км на одной заправке. Гораздо увереннее чувствуют себя электромобили на традиционных литиевых аккумуляторах, но и их автономность пока еще оставляет желать лучшего.
С чем футурологи не промахнулись, так это с беспилотным транспортом. Цифровой бум в автомобилестроении привел к тому, что уже сейчас серийные модели оснащаются функциями адаптивного круиз-контроля с удержанием полосы и возможностью самостоятельной парковки. Футурист Рэй Курцвейл 20 лет назад предсказал полностью беспилотный автотранспорт. Это и случилось, и нет. Технически машины готовы к самостоятельным поездкам, но и в России, и во всем мире пока законы не позволяют отпустить робота в автономную поездку, риск слишком велик.