В Тобольске набирает популярность новый вид туризма. Там можно за свои деньги провести ночь в карцере. Тобольский централ, где побывали в разное время Достоевский, Чернышевский и Короленко, вновь принимает узников, на этот раз добровольных. В стенах бывшего каторжно-пересыльного замка заработал хостел. Нашлось много желающих оказаться в застенках.
Тобольская тюрьма прославилась как одно из самых суровых мест заключения. Наверное, арестанты многое отдали бы, чтобы никогда не бывать здесь, а тысячи туристов готовы платить, чтобы переночевать в заточении.
Первых узников тюремный замок принял в 1855 году. Упразднена тюрьма была лишь 30 лет назад. Сейчас это музей сибирской каторги и ссылки. Открыть в его стенах еще и гостиницу решили после очередной экскурсии. Один из посетителей
Ирина Шамрай, администратор хостела: «Наши комнаты — это бывшие камеры, реальные бывшие камеры. Здесь у нас двухъярусные кровати специально железные, чтобы почувствовали, как люди здесь раньше находились».
Прочувствовать все до мурашек в номерах, конечно, вряд ли получится. Против СанПиН не пойдешь. Сырые камеры отбелили, прогрели, импровизированные нары накрыли ортопедическими матрасами. Как все было на самом деле, можно увидеть в соседнем корпусе. Время здесь будто остановилось. Скромный тюремный быт строгого режима: металлический стол, умывальник, полка для посуды — ничего лишнего.
Для постоянных нарушителей использовались ужесточенные карцеры, например, горбатый карцер. Карцер с низким потолком, где нельзя было выпрямиться в полный рост. Тут 15 минут не простоять, а людям могли дать и 15 суток такого карцера.
Вполне традиционный карцер — это узкая деревянная шконка, которая утром поднималась и опускалась только вечером перед сном. Весь день заключенный должен был провести на ногах. Возмущаться и долбить в дверь было бесполезно, ничего, кроме ран на руках не получишь.
Мест для особенных наказаний в этих стенах гораздо больше, чем указано в официальных документах. По холодному подземелью заключенных водили не только на работу или из корпуса в корпус. Это еще и прямая дорога в камеры пыток. Доподлинно неизвестно, сколько их было.
Рамиль Авазбакиев, экскурсовод: «Пытка холодом. Сломать человека за пререкания, за любой косой взгляд. Полнейший произвол администрации тюрьмы царил здесь вообще».
В последние годы перед закрытием в сибирской крытке содержались особо опасные преступники — воры и убийцы. Во времена сталинских репрессий здесь привели в исполнение сотни приговоров. Тюрьма не простаивала ни при какой власти. Здесь отбывали наказание декабристы. Фёдор Достоевский провел в Тобольске 10 суток перед тем, как отправиться на каторгу в Омск. Звездных арестантов было не мало.
«Нас ввели в коридор одной из сибирских тюрем. Длинный, узкий и мрачный. Вдоль стены виднелись на небольшом расстоянии друг от друга двери одиночек. Над дверями виднелись дощечки с надписями: „за кражу“, „за убийство“, „за грабеж“». Владимир Короленко — еще один знаменитый арестант. Его рассказ «Яшка» — это, по сути, дневник узника. По воспоминаниям автора в тюремном замке восстановили часть интерьеров.
Соседство с камерой умалишенного Яшки Ивана и Никию не смущает. В хостеле «Узник» они решились провести один из этапов своего отпуска. Говорят, спится здесь отменно. Но скоротать вечерок в Интернете не получится — толстые стены тюрьмы не пропускают сигнал. Так что узникам соцсетей здесь не место. Впрочем, большинство туристов едет сюда, чтобы уединиться, поразмышлять о жизни и понять цену свободы можно за