Сегодня представительная делегация из Турции прибывает в Москву на переговоры по сирийскому урегулированию. Но обсудить хотят и ситуацию в Ливии, где последние 8 лет, по сути, идет гражданская война.
Несколько дней назад обстановка в Ливии резко ухудшилась: военные действия вспыхнули с новой силой, а одну из сторон конфликта официально поддержал турецкий лидер Эрдоган, пообещав военную помощь. При этом на поставки оружия в Ливию действует эмбарго ООН. А вмешательство турок, как предупреждают эксперты, может взорвать весь регион.
Большую часть ливийской территории, где находятся крупнейшие нефтяные месторождения, контролирует фельдмаршал Хафтар. Практически в открытую его поддерживают Египет, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты.
Но основная инфраструктура для экспорта нефти — вокруг Триполи. Эту небольшую территорию контролирует правительство Сараджа. Кроме того, здесь сейчас проживает более половины населения Ливии. И Сарадж тоже в открытую пользуется поддержкой внешних сил: в первую очередь, Турции, с которой уже официально заключил соглашение о военном сотрудничестве, а также опирается на помощь Катара.
И Сарадж, и Хафтар считают друг друга террористами и военными преступниками.
С одной стороны, Турция вместе с близким ей Сараджем обвиняет Москву в симпатиях к Хафтару и что сам фельдмаршал часто летает на переговоры в Россию. С другой стороны, и Хафтар ревностно относится к тому, что Ливию на африканском саммите в Сочи представлял именно Сарадж.
«Ливия проявляет интерес к нашему в этом участии», — отмечает глава российской контактной группы по внутриливийскому урегулированию Лев Деньгов.
В итоге даже западная пресса признает, что будущее Ливии во многом зависит от того, о чем договорятся или не договорятся Путин и Эрдоган. Ближайшая их встреча — в январе.