Украина и Донбасс не смогли договориться об обмене пленными. А в самом Киеве проходят протесты против отмены запрета на продажу сельхозземель. Репортер «Итогов недели» Инна Осипова пыталась понять: а дальше что? Ведь на Майдане снова Майдан, и это не географическое понятие, а состояние. Те, кто один раз вышел и скинул Януковича, теперь уверены: так можно каждый раз, когда договариваться не хочется.
«Мирная акция» под стенами Верховной рады закончилась госпитализацией трех десятков человек. Больше половины из них — полицейские. Официально акция была против продажи земли. Но возглавили «земельный Майдан» не аграрии, а националисты. Они же захватили сцену, откуда скандировали и антисемитские лозунги.
Обстановка накалилась, когда радикалы решили закрепить свои позиции и установить армейские палатки прямо на проезжей части. В полицейских полетели булыжники с брусчатки, как во времена Евромайдана. Нацгвардия в ответ применила дубинки и слезоточивый газ.
Вскоре националисты заявили о первой жертве. Однако выяснилось, что человек умер задолго до столкновений от инфаркта, и это был не фермер, а трижды судимый безработный. Накануне в соцсетях собирали массовку: 400 гривен, то есть около тысячи рублей, возраст — от 15 лет. В окружении президента не исключают, что эта акция может быть срежиссирована человеком, который контролирует обе стороны баррикады: и радикалов, и силовиков.
Михаил Погребинский, политолог: «Активисты, националисты, радикалы — вот они устраивали это шоу на границе, куда приезжал президент. Это реальные действия или инсценировка Авакова и компании? Я не знаю ответа на этот вопрос. Может быть, и то, и другое. Теперь они устроили такой
Зеленский ответил на беспорядки лишь сообщением в соцсетях, осудил, что нецивилизованно это. В унисон с осуждением выступило и посольство США. В отличие от предыдущего «Евромайдана». В итоге 26 человек, задержанных в ходе беспорядков, выпустили в тот же вечер.
Вскоре националисты заблокировали суд, где рассматривался вопрос о мере пресечения одной из подозреваемых в убийстве журналиста Павла Шеремета. Юлия Кузьменко — военный медик, была в АТО, награждена орденом. Радикалы требуют ее освобождения. В СИЗО задержанную доставили только после штурма суда спезназом.
Зеленский на выходки «патриотов» никак не реагирует. Равно как и на разгром националистами еще одного памятника: на этот раз Максиму Горькому в Харькове. Зато выступил с поддержкой украинского футболиста и националиста Романа Зозули, которого освистали испанские болельщики. Зеленский написал в соцсетях, что жмет Зозуле руку, потому что тот настоящий патриот своей страны.
Националисты, которых освободили после беспорядков у Рады, на следующий день перекрыли центр города — Крещатик, пропускали только общественный транспорт.
А реальные фермеры мирно требуют отмены законопроекта, по которому можно будет продавать в одни руки до 200 тысяч гектаров земли. При этом никаких льгот для тех, кто уже работает на этой земле, нет. Фермеры боятся, что просто не смогут выкупить паи, на которых они сейчас работают. Если для крупных компаний цены на украинскую землю — сущие копейки, самые низкие в Европе, то для граждан страны это неподъемные суммы.
Украина рассчитывала на новый транш от МВФ до конца этого года. Но денег не дали. Эксперты фонда недовольны низким уровнем роста экономики страны и высоким уровнем коррупции. Но Запад готов пойти навстречу при условии открытия рынка земли. Депутаты «Батьковщины» и «Оппозиционной платформы — За жизнь» против.